Ян Майзельс > Книги

Ян Майзельс

ЗАЧЕМ И РАДИ ЧЕГО ТАК МНОГО ЗВЕЗД ВО ВСЕЛЕННОЙ

Ян Майзельс

ЗАЧЕМ ТАК МНОГО ЗВЕЗД ВО ВСЕЛЕННОЙ

«Глядя на Солнечную систему,
я вижу Землю именно на таком
расстоянии от Солнца, чтобы
получать достаточное количество
тепла и света. Это нельзя объяснить
случайностью».

НЬЮТОН

Проницательные ньютоновы догадки, ушедшего в своеобразное собственноручное богословие, в давние, теистические времена, а, тем более, в нынешние, атеистические, вносятся в каталоги ньютоновского стариковского сумасшествия. А так ли это, или, не совсем так?

Все прежние мои статьи («Зачем (и для чего) земной разум одинок во Вселенной»; «Принцип Коперника: Вселенная – за или против», «Необходимость и достаточность Вселенной», «Уникальность Земли во Вселенной»...,) на Вселенскую тему с ее миллиардами миллиардов звезд и планет, - носили откровенно выраженный антропный, то есть вочеловеченный характер, однако не ставящий человека, подобно философии антропоцентризма, во главе всего физического мира, то есть всей Вселенной. У древнегреческих философов человек есть мера всех вещей. Фактически и физически наша Земля и Солнце занимают свое суперскромное место во Млечном Пути - одной из миллиардов вселенских галактик, - так в чем же секрет нашей человеческой заносчивости? Разумеется глупо отрицать превосходство человеческого разума надо всеми приятными и неприятными (или даже опасными и мерзкими для нас земными и неземными тварями). Но как же быть со Вселенной, с ее миллиардами миллиардов звезд, где могут появится и целые миллиарды звезд с планетами, на которых возможно зарождение той или иной формы жизни?

Как из неживой материи образовалась живая? У древних людей, разумеется, даже такого вопроса не возникало. И только уже в 20-м веке появилась вполне (даже в школе учили) научная теория русского ученого, академика Опарина. Но у этой теории обнаружились свои серьезные недостатки. Далее, уже в 50-е годы прошлого века были проведены очень серьезные опыты Мюллера, в которых моделировались, исследовались начальные условия и состояния самого древнего мира, когда еще не было самых первичных молекул. И уже в нашем веке, в двухтысячные годы разрабатывалась новейшая теория РНК-миров, когда РНК находят даже в метеоритах, но ясно, что для образования там даже простейших форм жизни требуется громадное количество необходимых для жизни условий...

Последовательные стадии необходимых для зарождения жизни цепочек и комбинаций атомов неизбежно приводили к неисчислимым случайностям, которые были бы несоизмеримы со временем существования самой Вселенной. Руководитель группы биологов Евг. Кунин приводил математическую вероятность самовоспроизведения РНК числом 10 в 1081 степени! – это значило бы одних только нулей в числителе дроби более тысячи!!! (число миллиард, напомним, к примеру, содержит всего только 9 цифр). В галактике Млечный Путь 200 миллиардов звезд, то есть 10 в 22 степени, а во Вселенной с сотней миллиардов галактик, получается примерно 10 в 44 степени, то есть число, примерно с полусотней нулей. А число у биолога Кунина (математическая вероятность самовоспроизведения РНК) – содержит более тысячи нулей! Это сколько бы потребовалось таких вселенных как наша, чтобы хотя бы хотя бы на одной из них могла (формально, математически) реализоваться жизнь из неживой материи!

В некоторых расчетах встречается гораздо более скромное, чем у Кунина число вероятности 10 в 47 степени самовоспроизводства РНК, но и это число (в знаменателе дроби) означало бы миллиарды миллиардов миллиардов, ......, в громадное количество превышающее звезд и планет в нашей Вселенной.

(ПС. Но все же следует сказать, что здесь формальная математика не может учесть многочисленных природных факторов, воздействии солнечных излучений, образовании аминокислот и пр., приводящее, разумеется, к уменьшению на множество порядков этих формальных бесконечных чисел, на что указывают многие материалистически мыслящие ученые, например, известный биолог, автор книги «Бог как иллюзия» Ричард Докинз и др.). Хотя, с другой стороны, принципиально важно, что здесь все события происходят именно на Земле, планете с потенциальными природными возможностями эволюции, и с нашей звездой Солнцем, удачно расположенным в нашей Галактике. Интересно,что известный русско-американский физик, Андрей Линде, сторонник гипотезы мультивселенной, исходящей из теории тонкой настройки, где число самих вселенных (не звезд!) достигает самой фантастической величины, говорит,что он скорее готов поверить в эту умопомрачительную мистику, чем в Бога! (Полушутя можно сказать, что взять с ученого, который не верит, что Бог создал одну единственную вселенную, а вполне научно ВЕРИТ в некое мистическое появление бесчисленного количества иных вселенных из нигде не существовавшего вакуумного бесконечно малого «мыльного» пузыря мгновенно расширившегося размерами во всю нашу вселенную!).

Что касается условий самого факта возможности существования жизни на планете, то это в бытовых - не только в бытовых разговорах – это почти все обычно сводится к так называемой зоне обитания, то есть к наличию жидкой воды, силы тяжести на планете, не слишком растянутой орбиты планеты, стабилизирующего Землю влиянию Луны; Юпитера, своей громадной массой служащим «перехватчиком» опасных метеоритов, необходимой атмосферы, температуры, углов наклона солнечных лучей,.. и многого-многого другого, создавшего реальную возможность земной эволюции... - но не к месту нахождения родной нашей галактики Млечный Путь. Наша Галактика относится к типу спиралеобразных. Ветви этих спиралей как бы закручены вокруг ядра, которое является так называемой черной дырой громадной массы примерно в миллион солнечных. Большущая масса черной дыры фактически удерживает галактику от распада. Ветви спирали содержат не менее чем по миллиарду звезд каждая, а наше крохотное Солнце находится в самом конце одной из спиралей, буквально на самой периферии галактики, примерно на расстоянии десятков световых лет от центральной ее части, в большом удалении от центра – и в этом, оказывается, наше земное счастье. Солнце вдали от центральной части Галактики с громадным радиационным фоном и, кроме того, не в самой спирали, где могут находиться много так называемых Новых и Суперновых звезд, вспышки которых могли бы сжечь всю солнечную систему, и возможно бы даже даже до появления земной жизни.

Так что Коперник четыреста лет назад здорово «погорячился», со своим принципом заурядности Земли, которой буквально сказочно повезло со своим Солнцем, среди остальных 250 миллиардов галактических звезд удачно устроившимся в тихом незаметном краюшке Нашего Млечного Пути. Так что, выходит, сразу две сверхфантастических удачи для появления жизни во Вселенной: 1. Реальная, но минимальная вероятность перехода из неживой материи – в живую, и 2. Случайное, удачное расположения Солнца во Вселенной. И перемножение этих двух бесконечно малых величин дает исключительно малое значение, фактически приближающееся к нулю появление другой разумной жизни где нибудь еще во Вселенной.

Но какое дело самой Вселенной до жизни каких-либо ничтожных живинок в одном из ее незаметных уголочков? Вселенная есть, казалось бы и ладно. У философа Канта есть понятие «вещи в себе»: некая вещь как бы существует и одновременно не существует, если о ее существовании не только ничего не известно, но ее как существование равнозначно несуществованию. Например: рыбка плавает в океане, но ничего об этом океане не знает и не думает (то же самое можно сказать о птичке небе (или ли о курице в курятнике) и т. д. У кого-то из поэтов есть такая строчка: «не знает птица, что она - птица». И только разумное существо человек, знает, что он – человек. Колоссальная неживая Вселенная может быть опознана, увидена ничтожным по размерам крошечным, но разумным существом – человеком. Космологический антропный принцип означает, что Вселенная без разумного наблюдателя не обретает статуса реальности. Итак, но для чего во Вселенной так много звезд? – для того, чтобы смогло, реализоваться необходимое и достаточное количество галактик и солнечных систем, чтобы хотя бы на одной из бесчисленного их количества смогло появиться разумное существо, которое смогло эту Вселенную увидеть, то есть придать ей реальность.

Одним из первых крупных мыслителей, физик Джон Уиллер пришел к мысли, что Вселенной пришлось создать сознательных существ, для того, чтобы стать реальной. Подзаголовок моей статьи «Принцип Коперника: Вселенная за или против», содержит фразу «Кантовская «вещь в себе» или что не договорил Джон Уиллер». Суть этого «моего» кантовского замечания – в придаче выражению Уиллера своего рода «наглядности», даже категоричности. Вселенной не существует без разумного существа, а как же тогда, до разумного существа, Вселенная существовала? Вот именно: только разумное существо может задать этот вопрос, который не может придти в голову ни нашей любимой кошечке, ни самой умной на свете обезьянке! И еще, и еще хочется повторить, что Вселенная в бесчисленных своих попытках, порождая все новые и новые звездные, солнечные системы, должна была со-творить наконец разумное существо, - вселенский естественный отбор, без какового ее бы, как кантовской «вещи в себе», не «существовало».

П.С. Данную статью я умышленно предельно сократил, избегая всяческой «квантовщины», загадочной тонкой вселенской настройки и всему тому подобному – используя идею кантовской «вещи в себе» ко всей Вселенной.

Ян МАЙЗЕЛЬС