"После 600 лет шестого тысячелетия раскроются врата высшей мудрости и родники низшей мудрости и мир начнет готовиться ко вступлению в седьмое тысячелетие... Горе тому времени, когда Агарь родила Ишмаэля... Они разожгут сильные войны... и будут воевать на суше, и на воде, и вблизи Иерусалима"
/Книга Зогар, ч. 1/
... существует ли реальная возможность распознания будущего и, если да, то на чем она может быть обоснована? Относясь в целом с недоверием к разным целителям и пророкам, я, как ни странно, не только не исключаю возможности предсказаний, но и усматриваю за ними серьезные метафизические предпосылки. Именно об этом мне довелось писать в статье "Субстанция свободы или духовная реальность Вселенной" ("Панорама", декабрь 1989). Суть статьи – в метафизической трактовке некоторых новейших (середины 80-х гг) открытий физики, а именно – теории Раздувающейся Вселенной. Как отмечает Б. Хаскелевич, "Расцвет науки Книга Зогар связывает с приближением мессианской эры. Начинают распространяться идеи, близкие к идеям Торы и иудаизма".
Я пытался отразить как неведомую доселе масштабность События Номер Один в жизни Вселенной (несопоставимую даже с грандиознейшим Большим Взрывом, приведшим к расширению Вселенной), так и поразительную близость физической картины Правселенной с каббалистическими представлениями о начальной Божественной сущности – точке "Эйн-Соф" (Бесконечность). Согласно Каббале, "Эйн-Соф" не имеет ни начала, ни конца, ни времени, ни пространства. Как показывает новейшая физика, Правселенная представляла собой ничтожно малых размеров вакуумную псевдосферу. "Псевдо" – потому, что она имела не три, а целых десять (!) измерений. Но и вакуум этот был необычный, ибо он был свободен не только от элементарных частиц, но даже и от квантов любых физических полей – то есть не обладал ни временем, ни пространством. Вся эта материальная атрибутика возникла лишь в конце практически мгновенной (десять в минус 34 степени секунды) стадии Раздувания, которое происходило со скоростью, в огромное число раз превышающей скорость света. Уже одно это говорит о том, что материи еще не было, так как скорость света является предельной для любых материальных процессов. Таким образом, раздуваться могла лишь некая нематериальная, то есть – духовная субстанция.
А что означали 10 измерений вакуума? Человеческий разум в состоянии представить только три измерения, а уж четвертое – время – можно лишь логически осмыслить, но не вообразить наглядно. Пять и более измерений – одна математика. Но можно идти к представлению о многомерном пространстве путем последовательного сравнения точки с линией, линии – с плоскостью, плоскости – с объемом, объема с... четырехмерным континуумом Минковского... Механика рассматривает измерения как степени свободы, тогда пространство 10 измерений – нечто с 10 степенями свободы... Нечто нематериальное, обладающее колоссальной, невообразимой свободой – Волей... Нечто духовное, означающее бесконечную созидательную потенцию, ибо из ничто возникло все. Возникло громадное наше физическое пространство с его его скромными тремя измерениями.
Возникло и само время, ибо в отсутствие полей и вещества время лишено смысла... Итак, три пространственных измерения. А где же остальные семь? А что, если эти "исчезнувшие" измерения образовали свое семимерное духовное пространство? Причем эта духовная структура столь же реальна, как и физическая, но она не жесткая, а исключительно подвижная и в силу своей многомерности непосредственно нашими органами чувств не воспринимается. Как тут не вспомнить семь небес, семь сфер небесных? – три физических измерения окружены семью духовными (ноосферой? – по Вернадскому, по Шардену).
Вернемся к Каббале. В ее трактовке материальный мир являет собой некие метафизические "сосуды" – сфироты, универсальное свойство которых – метафизическое "желание получать", и в которые переливается Божественная благость – "желание отдать", составляющее суть Бога, проявление Его любви. По книге Тания, существует десять духовных сил, "соответствующих десяти сфиротам, от которых они спускаются вниз. Они делятся на две части: первые три сфироты, называемые "матери" и семь двойственных сфирот... "
Вообще трактовка сфирот, как и всех прочих понятий в Каббале, весьма непростая, но в данном случае трудно говорить и о "простом" совпадении. Если еще коснуться "совпадений", то любопытен и сам термин "Раздувание". Мне неизвестна его этимология, но весьма знаменательно его появление в советской материалистической науке, в то время как более прагматичные западные ученые чаще называют этот уникально быстро развивающийся процесс (скорость которого измеряется числом с 400 миллионами нулей!) Инфляцией Вселенной.
Идя в своей трактовке еще несколько дальше, я склонен рассматривать эту доматериальную фазу, как некую изначальную информацию, в которой закодирована судьба Вселенной: "В начале было Слово". И это очередное "совпадение" позволяет понять Раздувание как распространение информации – Слова, Мысли – в качестве вселеннообразующего процесса. Такое истолкование позволяет разрешить ставшую перед физиками немалую трудность: каким образом в огромной Вселенной установились одновременно одинаковые законы и константы, если скорость передачи информации не может превышать скорости света: ведь до "окраин" Вселенной свет идет 10-15 млрд лет? Но распространение информации без материальных носителей со скоростью мысли снимает эту проблему. И, наконец, такое истолкование вплотную подводит к разгадке предсказаний: вся информация о мироздании, закодированная первоначально в 10-мерной духовной субстанции (Бог?), практически мгновенно заполнила всю Вселенную, установив единовременно все ее законы и всю ее судьбу.
В этом нет ничего невероятного, если учесть, что до образования материи с ее законами раздувающееся нечто еще не обладало собственным временем. Можно выразиться иначе: в абсолюте Духа прошлое, настоящее и будущее еще не были разъединены. Вообще, отсутствие времени является одним из основных признаков духовной реальности. Значит, порожденная Духом семимерная сфера также не выделяла из себя составляющих времени. Неразъятое время формально идентично его отсутствию, но так же как нуль может быть результатом сложения сколько угодно большин величин с противоположными знаками, так и нулевое значени времени есть сумма прошлого и будущего, истории и судьбы. Проецируясь на физическое пространство, семимерная духовность образует время как причинно-следственный порядок событий. Причем сам ход времени, его "скорость" в нашем пространстве будет зависеть от положения, "угла наклона" трех координатных осей по отношению к многомерному прообразу. И в этом, возможно, суть системы отсчета и понятия наблюдателя в теории относительности. Пространственно-временное положение проекции многомерной "точки" и есть тот отблеск высших миров, который мы называем настоящим или текущим временем. Таким образом и Библия, отражающая вневременную сущность духовного мира, по форме своей привязана к тем материалистическим элементам истории, среди которых она создавалась. Отсюда и кажущаяся наивность ряда ее повествований. Но эта "наивность" не следствие выдуманности: Библия содержит вечные истины, картины прошлого и будущего, "увиденные" глазами людей той или иной эпохи. Но эти "закодированные"истины нуждаются в адекватной расшифровке – чем и занимается Каббала. Примерно то же можно сказать и в отношенни частных предсказаний. Собственно, каждый человек является своеобразным приемником ноосферных сигналов, отражающих всемирную связь энергий, лучше сказать – единство мира. В момент распада Правселенной на две реальности – наряду с материальными квантами были сотворены и кванты духовные. А далее, как из физических квантов образовались материальные объекты, так и из духовных квантов (суть которых в их многомерной дискретности – в отличие от абсолютной непрерывности Духа) возникли духовные объекты (души), местом обитания которых является – в современной раскладке – ноосфера. Интуиция, а еще больше – вера есть то "шестое" чувство, которое связывает тело с душой, владеющей семимерной полнотой информации. Как ни странно, но именно наше сознание, рассудок становится преградой на пути к полному знанию. Но, если вникнуть, – ничего странного: человеческий разум развивался в земных, ограниченных горизонтах, – и очень поверхностное и медлительное освоение нашего "шарика", легшее в основание так называемого "здравого смысла", долгие годы служило почти единственным эталоном его жизнелюбивой самонадеянности.
Несмотря на то, что пресловутый здравый смысл бывал уже неоднократно поколеблен (в наше время – с введением понятия "наблюдателя"в физике), он еще прочно удерживает сознание человека в определенных границах. Ясно, что отсутствие оного, противостоящего разрушительному метафизическому релятивизму, привело бы к распаду сознания по типу душевных заболеваний, но и чрезмерный контроль со стороны обыденного мышления создает экран на пути сигналов, идущих к телу из неких духовных глубин. В этом смысле достаточно очевидна и глубинная основа разного рода медитаций, состоящих в освобождении сознания от контролирующих мыслей – вплоть до перехода в состояние нирваны, то есть полного погружения в Ничто, в Космос. Однако медитация – прием сложный для усвоения, требующий многолетней тренировки и отречения от нормальной жизни.
Иудаизм, христианство и ислам выработали форму обращения к Высшей сущности, к Богу, через ритуал молитвы. Чувство близости к Богу может воплощаться и в иные формы, когда человек в результате индивидуального контакта с высшими сферами становится пророком, предсказателем. Беда, однако, в том, что циник, авантюрист или расчетливый прагматик могут успешно разыгрывать требуемое состояние транса, вводя в заблуждение людей, жаждущих чуда; но человек, конечно, может и искренне заблуждаться относительно своих чудотворных способностей, выдавая свои фантазии за пророчества.
И все же самого факта видения будущего отрицать нельзя. Такое видение доступно подчас и обычному человеку при отсутствии или ослаблении контроля сознания. Наиболее типичным из таких состояний является сновидение. Однако тема "вещего сна" слишком заезжена, чтобы имело смысл пытаться сходу внести в нее что-то новое. Вполне доверяя теоретической возможности видения будущего во сне, считаю дилетантские толкования сновидений довольно бесплодными, чреватыми обманом и самообманом.
Теперь – что касается так называемого научного прогноза. В принципе, вполне научным, то есть основанным на физике и математике, является такой "прогноз": "Автомобиль вышел из пункта А со скоростью 50 миль в час. Через два часа он будет в пункте В, удаленным от А на сто миль". Ясно, однако, что в такое "очевидное" предсказание могут вмешаться самые различные обстоятельства. Другое дело, что оно может оказаться и совершенно верным – благодаря как раз не физико-математической строгости, усредненым отклонениям от нее, то есть коррекцией случайных обстоятельств. Значит, тут действуют законы средних цифр, дающие хорошие вероятностные результаты, но ничего не гарантирующие. Таковы, например, статистические прогнозы землетрясений.
Разница между пророчеством и прогнозом в том, что в первом случае это результат реального контакта с будущим на некоем ином уровне бытия, хотя и преломленный личностью прорицателя, а во втором – всего лишь вероятность. Ибо в нашем мире ход времени однонаправлен, и перенесение материальной информации во времени невозможно: хотя такая информация и существует реально, но она может быть получена лишь непосредственно из духовного мира, а не через материю. Хорошим примером является обычный солнечный зайчик. Движение зайчика выдвигалось когда-то как аргумент против теории относительности, исходящей из существования предельной для материи скорости . Если вообразить вращающийся вокруг оси источник света, то при достаточной скорости вращения и удаленности от экрана (например, при 10 000 об/сек и при радиусе вращения 5 км, – что вполне доступно современной технике) зайчик может двигаться даже много быстрее света. Проблема, однако, разрешается очень просто: зайчик не является материальным телом, и луч движется от источника прямо к экрану с нормальной световой скоростью, а переносить энергию или информацию вдоль экрана не может (поэтому здесь световой абсолют не действует; запрет теории относительности касается только материи). Точно так же и "луч" информации из будущего может поступать лишь прямо из источника – духовного мира, а не перемещаться "вдоль" физического пространства-времени.
Между прочим, зайчик является еще и отличным образчиком метафизического объекта: он существует фактически – можно наблюдать его величину, оттенок цвета, скорость – и в то же время физически его не существует: зайчик не подчиняется закону инерции и абсолюту скорости света. По-видимому, к таким же метафизическим объектам следует отнести и"летающие тарелки", которые – если верить очевидцам – способны мгновенно менять направление и скорость, мгновенно появляться и исчезать. Чем не "зайчики"?
Но в отличие от рядового плоского зайчика, НЛО объемны и многообразны, и если двумерный зайчик – посланец материального трехмерного источника света, то НЛО – по аналогии – видимый "след" какого-то многомерного духовного явления. Иначе говоря, НЛО – ноосферный объемный зайчик, проекция духовного Космоса на Землю. Если учесть, что ноосфера является хранилищем мирового человеческого знания, то неудивительно что внешний вид "тарелок" отражает уровень этого знания (или сознания) в разные исторические периоды. Так что же, НЛО – выдумка, плод нездоровой психики? – вот вопрос материалиста, взращенного земной (ограниченной) реальностью. Но нет, духовная реальность даже более реальна, чем физическая – в силу большей "мощности" (числа измерений), – но именно поэтому она и менее уловима: более свободна.
Надеюсь, что рассуждениями об НЛО я не отклонился от темы, а, напротив, только приблизился к тому великому Сущему, где Человек и Вселенная сливаются воедино.
/М. Я. ”Новое Русское Слово". 4 января 1991 г. /