"Не так давно ученые уверили нас, что реальность не умещается в данные нам измерения. Они математически доказали то, что благодаря интуиции человек чувствовал в течение десяти летий: мир не таков, каким предстает нам... Мы совершенно напрасно принимаем то, что считается областью духа и называет ся внутренним миром, за нечто неопределенное и беспредметное. За величину, которая вторична.
/Питер Брук/
Однажды к правоверным евреям явился некий ученый муж с заявлением о том, что ему удалось, наконец, получить абсолютно точное доказательство существования Бога. Он надеялся, что его известие вызовет неописуемый восторг. Но произошло другое: верующие евреи с позором изгнали человека, принесшего им столь благую весть. В чем дело? В представлении верующих научное познание и вера несовместимы. Вера не нуждается в доказательстве – иначе она просто не будет верой. Таким образом, я рискую оказаться в положении этого ученого, тем более, что "абсолютно точным доказательством" похвастаться еще не могу. Да и вообще речь пойдет не столько о Боге, сколько о Духовной сущности, которую, при желании, можно назвать и Богом.
Великий физик ХХ века Нильс Бор выдвинул принцип дополнительности, суть которого в том, что невозможно понять структуру микрообъекта, пользуясь только классическим или только квантовым описанием. Первое дает легко представимую, но заведома неточную модель, например: электрон – маленький шарик или точка; атом – что-то вроде солнечной системы в миниатюре и т. д. Второе – совершенно непредставимая, абстрактная система формул. Полное описание объекта есть комбинация этих двух несовместимых, но дополняющих друг друга картин. Казалось бы, это сугубо физический и далекий от нашей жизни принцип, однако и сам Бор, и его последователи распространяли его и на другие области человеческого знания.
В истории человечества были многие века господства религии, были и периоды торжества науки. ХХ век – это век и торжества, и поражения научного метода познания Мира. Век компьютеров, спутников, атома – это прогресс или регресс? И люди, казалось бы, незыблемо поверившие в Науку, все чаще стали обращаться к религии. Наступило время синтеза этих полярных мировоззрений, их взаимного проникновения и обогащения – дополнительности науки и религии.
И наука, в частности физика, вполне к этому подготовлена. Стык XIX-ХХ веков ознаменовался: 1) кризисом в физике; 2) революцией в физике; 3) созданием Новой физики: квантовой механики и теории относительности, общим для которых является то, что изучаемые квантовой механикой элементарные частицы могут двигаться с околосветовой скоростью, находясь еще при этом в поле действия сил тяготения – что является уже предметом специальной и общей теории относительности. Но кроме физического сходства, их роднит, на мой взгляд, и более глубокий, метафизический аспект, о котором, к сожалению, нигде не упоминается.
Существует известное ленинское определение материи, которое – в наше время – поражает своей наивностью и одновременно привлекает сомнительной простотой: материя – все то, что действуя на наши органы чувств, производит ощущения (или: объективная реальность, данная нам в ощущениях). Но какими органами чувств можно "ощутить" элементарную частицу? Косвенно, конечно, ее можно "увидеть" с помощью луча света очень малой длины волны. Но микрообъекты настолько малы, что переданный им световой волной импульс вызовет неизбежное изменение их параметров. Таким образом в физику вошло понятие наблюдателя, т. е. экспериментатора, от которого в известной степени зависит наблюдаемая картина. Это – в квантовой механике. В теории относительности произошло то же самое, хотя и по другим причинам. Развив принцип относительности Галилея, Эйнштейн установил зависимость от наблюдателя не только скорости, но и таких, казалось бы, четких характеристик, как размер, масса, импульс, энергия (зато скорость света, по теории относительности, занимает в природе совершенно особое место и носит абсолютный характер: независимо от положения наблюдателя скорость света в вакууме всегда равна 300 000 км/с.
Ведь, по Ленину, все просто: материя существует объективно, то есть независимо от нас. И вот, оказывается, имеются незримые и неощутимые объекты, причем немаловажные, параметры которых впрямую зависят от нас самих. Могут возразить, что мы зато хорошо воспринимаем результат их действия, например, при атомной реакции – и практика является лучшим подтверждением их реальности. Но это не так, вернее, не совсем так. На практике мы имеем дело с совокупностью частиц – единичную же частицу наблюдать невозможно, ее можно только вычислить, описать. В этом смысле частица является как бы плодом нашего разума и реальна не более, чем слово, мысль, сновидение (то, что сон, например, нельзя рассчитать математически, говорит, возможно, лишь о несовершенстве нашей науки). Аналогично и в теории относительности: сокращение длины тела, например, происходит не в системе отсчета этого тела, а лишь по отношению к неподвижному наблюдателю – и в итоге, ни тот и ни другой ощутить это сокращение не смогут, ибо разглядеть предмет, пролетающий мимо со скоростью света (за секунду свет мог бы сделать примерно семь оборотов вокруг Земли) в принципе невозможно. Итак, что остается от "объективной реальности, данной нам в ощущениях"? По сути дела, физически мы воспринимаем лишь оболочку, результат совокупного действия чего-то такого, что физической реальностью, материей не является, а является скорее некоей производной нашего сознания.
В 1973 году был выдвинут уже не физический, а философский антропо-космологический принцип, согласно которому мир устроен так, а не иначе, и не может быть другим – именно благодаря существованию в нем человека. Здравый смысл, "очевидность" уже в который раз оказываются поколебленными!
Итак, физика и философия пришли сегодня к выводу о совершенно особой роли человека во Вселенной: человек каким-то образом оказывается не только созданием, но и "создателем" Мира. Отметим этот поразительный факт и зададимся вопросом: каким же образом это происходит?
Материализм утверждает, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, то есть, что материя – единственная реальность, которая на высшем этапе своего развития порождает – через человеческий мозг – сознание. Таким образом, сознание вторично, оно лишь отражает материальную реальность, но само реальностью не является. Материализм утверждает также, что материя существует вечно. И иначе быть не могло – ведь до появления физического мира должно было бы существовать что-то нефизическое. Господь Бог?!
И вот наука открывает Большой Взрыв: теоретически доказано и экспериментально подтверждено (разбеганием галактик и обнаружением реликтового излучения), что наш мир не существовал вечно, а возник "всего лишь" 15 млрд лет назад. В результате Сверхвзрыва мир начал расширяться со скоростью света из объекта очень малого радиуса (точки) и огромной плотности. К этому времени физика знала уже немало: температуру и состав этой первичной Вселенной буквально через несколько секунд после Взрыва. Но все же, что было до того? И так ли это уже важно: на несколько секунд раньше или позже по сравнению с 15 млрд лет?! Тем более, что существовала уже теория пульсирующей Вселенной Фридмана: достигнув некоторой стадии расширения, Вселенная должна вновь начать сжиматься в точку – и т. д.
Но вот уже в середине 80-х гг, на основании самых последних физических открытий физики и математики была создана теория Раздувающейся Вселенной. Расширяющаяся или Раздувающаяся – какая разница? Огромная! Старая и новая теории отнюдь не противоречат друг другу, однако последняя относится именно к тем мгновениям сразу после Взрыва, о которых прежняя теория ничего не знала. Ответ был получен с помощью триединой теории поля, являющейся приближением к заветной мечте Эйнштейна о создании универсальной теории, объединяющей все четыре вида природных взаимодействий (остановка по-прежнему "лишь" за включением в Единую теорию неуловимых полей тяготения).
Итак, что ж говорит самая современная физика? До Взрыва Вселенная представляла собой некую псевдосферу (псевдо – потому, что обычная сфера имеет три пространственных измерения, а Правселенная имела их целых десять, хотя не обладала еще ни пространством, ни временем) с радиусом в миллиарды миллиардов раз меньше радиуса элементарной частицы. Вселенная-точка заключала в себе особое состояние вакуума, в котором не было еще ни частиц, ни квантов физических полей. Но, как это ни парадоксально, эта абсоютная пустота была как бы "живой", ибо в ней, подобно пузырькам воздуха в кипящей воде, непрерывно "рождались" (из ничего?!) и тут же "погибали" так называемые виртуальные частицы, время жизни которых было столь мало, что закон сохранения энергии (если только позволительно говорить о законах в такой сверхуникальной ситуации!) просто не успевал нарушиться. Но не об этой ли "жизни" писал Тейяр де Шарден, который считал, что и самая малая частица обладает "душой", "психикой" в ее элементарной стадии, в точке альфа?
Время существования такого сверхвакуума было критическим, и, возможно, единственным его свойством являлась нестабильность, склонность к мгновенному переходу в иное состояние. Таким свойством обладает, например, шарик на самой вершине наклонной плоскости. Но в этой нестабильности, не ограниченной еще пространственными и временными измерениями, содержалась колоссальная творческая потенция. "Прожив" долю секунды (в нашей системе отсчета времени), измеряемую числом с 43 нулями перед единицей, вакуум взорвался. Тогда не был еще никаких сил, способных удержать его Раздувание: у вакуума практически не было массы, а, значит, не могло быть еще ни инерции, ни взаимного тяготения. Раздувание происходило со скоростью, бесконечно превосходящей все, что можно представить, и выражающейся числом с 400 миллионами нулей!!! Оно длилось ничтожную долю секунды и, как только начали образовываться первые элементарные частицы и кванты полей, резко замедлилось до скорости света, которая является предельной в физическом мире. С этого момента Раздувание скачком сменилось Расширением, переходом в новую фазу, продолжающуюся до настоящего времени. Но за этот кратчайший миг – десять в минус тридцать четвертой степени секунды – и произошло, собственно, образование пространства и времени всей громадной Вселенной, ничтожной частью которой является то, что принято считать нашей Вселенной.
Так говорит физика. Попытаемся непредвзято осмыслить имеющиеся результаты. Что составляло содержание Правселенной? Физика отвечает: вакуум в особом состоянии, не содержащеи еще ни полей, ни частиц, ни времени. Это было напряженное, нестабильное состояние, чреватое Взрывом. Но когда Взрыв произошел, то что же все-таки раздувалось? Ведь если не было ни полей, ни частиц, ни времени – значит, не было и материи, даже в самом широком ее понимании. Тот вакуум, который символизирует пустоту теперешней Вселенной, представляет собой пространственно-временную структуру, образованную всеми видами физических полей, – и даже в отсутствие каких-либо частиц материи что-то собой представляет. Но что собой представляла та абсолютная пустота, не обладающая никакими признаками материи и которая столь стремительно и неотвратимо раздувалась? Если "в мире нет ничего, кроме движущейся материи", а пространство и время есть формы ее существования, то что остается за их вычетом? Ведь, следуя этому определению, не остается и вакуума, даже в "особом состоянии". К чему лукавить, прикрывая научным термином абсолютное материальное "ничто"? Но ведь это ничто обладало уникальной способностью создавать – и за ничтожные доли секунды создало все! Уникальная животворящая его сила в условиях полного отсутствия материи и определяет его духовную природу. Мало того. Физика утверждает, что это особое состояние вакуума характеризовалось десятью измерениями. Десятью! Человек же не может мысленно себе представить и четырех измерений. Но каждое измерение есть ни что иное, как степень свободы, то есть, в простейших случаях, возможность перемещений тела – точка, линия, плоскость, объем,... – и даже с небольшим увеличением числа измерений возможность перемещений возрастает практически бесконечно. Причем, за пределами трех измерений понятие перемещений означает что-то совсем другое, чем в нашем физическом пространстве. Физики доказали, что материя не может существовать иначе, чем в трех пространственных измерениях: при двух измерениях материя под действием сил тяготения стягивается в точку, при четырех и более – силы тяготения убывают слишком быстро и материя распадается. Субстанция десяти измерений, обладающая безграничной свободой и способностью создавать материю, может быть только духовной субстанцией. И неважно, как ее называть – Богом или Духом – важно то, что она существует реально.
"В начале было Слово" – так сказано. Причем не слитно "вначале", а именно раздельно. Разница принципиальная. Но что такое "слово"? Частица информации, то есть состояние не физическое, а духовное. Дух, Слово, Логос, Бог – это, в исходном понимании, – синонимы. Можно сказать еще: Мысль. То есть раздувалась (от слов "дуть", "дух") некая духовная сущность – Мысль – и именно со скоростью мысли. "Скорость мысли" – термин, впрочем, давно известный, однако до сих пор он был лишен той определенности, которую придает ему современная физика (в предлагаемой мной интерпретации). Скорость мысли всегда была синонимом бесконечно быстрого движения, условностью, "беспределом": это то, что быстрее всего на свете. Так оно и есть, но, оказывается, скорость мысли – вполне определенная, конкретная, хотя и невообразимо громадная величина: для обычной записи такого числа понадобилось бы 400 томов по 500 страниц в каждом. Существование Духа вне времени и пространства вполне согласуется с законами физики. Много это или мало – десять в минус 43 степени секунды "жизни" Правселенной вне времени? Что за вопрос? – меньше этого промежутка времени просто не может быть, ибо далее оно распадается на кванты, теряет свою непрерывность. Но это с точки зрения (системы отсчета) человека. Ведь время отражает последовательность событий, обусловленных причинно-следственной связью. В Правселенной никаких физических событий происходить не может и поэтому в ее системе отсчета время можно считать длящимся бесконечно долго.
"Брожение" виртуальных частиц не было причиино-связанным (в физическом смысле) процессом, и являлось лишь формой существования Правселенной. При таком понимании вопрос "Что было до рождения самой Правселенной?" просто не имеет смысло так как даже не могло быть "наблюдателя", помещенного вне ее.
Дух не "обладал" сознанием – он и был "сознанием", осуществляемым в форме виртуального "брожения", – однако в такой форме он был лишен возможности развития. Взрыв, Раздувание, рождение материи – три этапа саморазвития Духа. С точки зрения физики, в конце этапа Раздувания, вследствие чрезвычайно быстрого расширения произошло столь же быстрое охлаждение "горячего" вакуума – и, как следствие этого, его "кристаллизация": образование квантов полей и первичных частиц материи. Так возникло наше трехмерное пространство. Можно сказать, что появление материи есть результат квантования вакуумоподобной раздувающейся Правселенной. И тут трудно удержаться, чтобы не развить следующую аналогию.
В свое время Макс Планк, для спасения кризисной ситуации в физике, предложил рассматривать световое излучение, считавшееся тогда сугубо непрерывным процессом, как испускаемое отдельными порциями (квантами). Но сам Планк считал допущение квантов чисто формальным, математическим приемом. Эйнштейн пошел гораздо дальше, признав за квантами физическую реальность, и с тех пор это представление является одним из краеугольных камней современной физики. Теперь предположим, что в конце Раздувания произошло следующее. Три измерения из десяти, в результате распада непрерывности Духа и ее квантования, образовали физическое пространство. Что произошло с остальными семью измерениями? Физики говорят, что они как бы скрутились, "свернулись", перестав существовать по отношению к физическому пространству. Странное заявление: пропали сразу семь измерений! Не логичнее ли допустить, причем используя тот же термин, что эти измерения "свернулись" – наподобие прокисшего молока при нагревании, образовав прерывистую структуру вместо непрерывной. И тогда остается предположить, что с семью измерениями произошло то же, что и с другими тремя: они образовали квантованное духовное пространство. Соблюдая иерархию, можно сказать так: в конце процесса Раздувания и в результате его квантования десятимерное пространство Духа распалось на два подпространства: трехмерное физическое и семимерное духовное. В таком понимании квантом духовного подпространства является некая логическая единица, слово, которое, будучи элементом более мощного пространственного образования, служит прообразом физических квантов (видимо также, как Дух явился прообразом всей образовавшейся – духовной и материальной – Вселенной). В силу сказанного, отношения между физическим и духовным носят характер базиса и надстройки, однако в иерархии своей они располагаются в обратном порядке: духовное является базисом, материальное – надстройкой. Семимерное духовное подпространство, не исключено, и есть то, что Вернадский и Шарден называли ноосферой. Читатель, возможно, и сам пришел к еще одной догадке: семь измерений – не есть ли они те самые семь сфер небесных, о которых говорит не только фольклор, но и философия очень многих (если не большинства) народов мира? Не исключено, конечно, и простое совпадение, но догадка выглядит весьма привлекательно.
Гипотеза "квантованной духовности", однако, не является самоцелью. Она позволяет приблизиться к теме, которая даже в свете изложенного выше может прозвучать, с научной точки зрения, мистикой – к теме существования и перевоплощения душ. Это вопрос слишком непростой, чтобы с материалистической самоуверенностью отвергать его с самого порога. Также невозможно изложить вкратце и аргументацию "за". Коснемся лишь одной, но немаловажной, стороны вопроса. Если (допустим) душа существует и покидает тело после смерти, а потом, побывав в высших сферах, способна снова воплотиться в другое тело, то каким же образом она сохраняет себя, не растворяясь подобно воздуху, выпущенному из сосуда и лишенному формы, в общем духовном пространстве? Являясь прообразом человеческой личности, душа должна была бы сохранить какую-то – хотя бы и особую, семимерную – пространственную определенность. Естественным объяснением такой определенности и самоидентификации души является конечность составляющих ее элементов – аналогов физических квантов. Душа так же должна состоять из семимерных духовных квантов, как и ее материальное воплощение – тело человека – состоит из квантов физических. Именно благодаря этому состоящая из неделимых "кирпичиков" душа занимает конечный "объем"в своем духовном пространстве.
Каким образом может проявлять себя духовное подпространство семи измерений в трехмерном физическом мире? И вообще, возможен ли между ними контакт? Вопросы, пожалуй, самые интересные, но допускающие, к сожалению, всевозможные спекуляции. С большей или меньшей долей уверенности можно лишь сказать, что контакт на физическом уровне вряд ли возможен, однако вероятен на метафизическом, к которому обе "стороны" имеют некий общий выход. В то же время наш трехмерный мир должен быть, видимо, совершенно открыт для мира (3+n) измерений. Из популярных книжек по математике известно, что замкнутое двумерное "тело" (например, квадрат или круг) является открытым по отношению к третьему измерению. Можно только предположить, что будет, если абстрагировать последовательно к четырем, пяти, шести и семи измерениям. Во всяком случае, дистанция между "ними" и нами гораздо более огромного размера, чем между нами и любыми представителями животного мира. Весьма заманчиво таким – "сверху вниз" – контактом объяснить существование НЛО и различных паранормальных явлений. Безынерционность НЛО – вполне нормальное событие в нефизическом мире, а непредсказуемость, внезапность их появления и исчезновения, невозможность фиксации земным наблюдателем – следствие "их" (иной) логики и относительной открытости нашего (для "них") пространства. В свою очередь, через ноосферу осуществляется обратная связь между человеком и "высшими сферами" – и таким образом человек имеет возможность "конструирования" Вселенной на том научном – квантовом – уровне, где физическое и духовное переплетаются.
Но "ничто не вечно под луной". Как отмечал физик Мичиганского университета Р. Шпегель, "квантовая физика в своем развитии отчасти пришла к тому пункту, где до этого уже побывали теологи". В нашем случае эти слова можно отнести к процессу "творения" природы человеком. Когда ученый – как ему представляется – проникает в тайны Вселенной, на самом деле он не столько открывает законы, сколько создает их – конечно не произвольно, а в соответствии с заложенными в его мыслительном аппарате логическими структурами. Иногда кажется, будто математическая модель элементарной частицы вот-вот приблизит нас к "абсолюту", к 100-процентной реальности, но никому не дано увидеть ни частицы, ни кванта, ни кварка – их реальность никогда не выйдет за рамки этой модели. Элементарная частица не есть реальность нашего мира в полном смысле – и становится таковой лишь в совокупности с другими частицами. Частица соединяет два вида реальности, не принадлежа полностью ни к одной из них и существуя в четырехмерном пространстве-времени. Человек же, с его способностью проникать в более высокие измерения, служит связующим звеном между материей и Духом, орудием самопознания которого он является, осуществляя высшую цель Творения.
М. Я. /Альманах "Панорама", №451, Лос-Анджелес. Декабрь 1989/
Примечание: в данном издании допущены некоторые небольшие правки текста первичной публикации.