Ян Майзельс > Книги

В СПОРЕ С ЛЕОНИДОМ ВАЙСМАНОМ
(заметка)

«Никто, на зависть прочим нациям,
берущим силой и железом,
не склонен к тонким операциям
как те, кто тщательно обрезан».
/Игорь Губерман/
 

Я хотел бы обратиться к утверждениям Леонида Вайсмана, которые представляются мне не просто сомнительными, а неверными и даже вредными по сути, а именно, что антисемитизм является причиной самых зловещих идеологий современности: фашизма и коммунизма. Насчет фашизма трудно возразить, ибо подверждается как теорией основателей данной идеологии (Розенберг «Миф 20 века», «Майн кампф» Гитлера и др), так и конкретной практикой, сводящейся к окончательному решению еврейского вопроса. Но я совсем не понимаю, с чего взялось утверждение об антисемитских корнях коммунизма? Ведь стоит только взглянуть на процент евреев, членов правительства в первые годы советской власти 17 евреев, 3 русских, один армянин и один грузин), да и просто убежденных социалистов и коммунистов, как тезис Леонида Вайсмана разлетается в пух и в прах. Но я, в отличие от зачастую антисемитских авторов бесчисленных публикаций на эту тему (во множестве появишихся в первые перестроечные годы), отнюдь не вижу тут ничего плохого, тем более не вижу никаких заговорческих «жидомасонских» планов. Молодые евреи жили идеей двойного освобождения: как от «душных каббалистичеких фетишей Талмуда» (как пишет М. Грулев в известных «Записках генерала-еврея»), так и от царизма, своего приниженного положения внутри черты оседлости...

Я искренне Леонида не понимал. Как вдруг, как говорится, наступило прозрение.

Главный опровергатель капитализма и основатель коммунизма, как известно, Карл Маркс. Но ведь Маркс – еврей, хотя и крещенный в семилетнем возрасте. А вот сподобило же еврею Марксу написать в 1844 году статью «К еврейскому вопросу»:

«Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие.
Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги.
Деньги - это ревнивый бог Израиля, пред лицом которого не должно быть никакого другого бога… Бог евреев сделался мирским, стал мировым богом. Вексель - это действительный бог еврея». Сильно сказано, но справедливо ли? Хоть далеко не все евреи были связаны непосредственно с торговыми отношениями, но, действительно, торговля занимала главенствующее положение в непосредственной жизни евреев. Конечно, верно и то, что зачастую торговля являлась единственными источником существования еврейской семьи, и таково было реальное социальное положение евреев. Вынужденным это положение было или нет (как следствие рассеенности евреев по всему миру и постоянных гонений-исходов), но остается безоговорочным фактом повсеместное (лишь частично верное и потому крайне обидное) представление о евреях, как о мировых торговцах.

Более или менее полное представление о еврействе обязательно должно было быть связано с религиозным фактором, но Маркс, как абсолютный материалист, просто выносил этот вопрос за скобки. А как убежденный интернационалист, он считал, что, отказавшись от своекорыстия, от «векселя», еврей как бы переставал быть евреем, ассимилировался, превращался в универсального землянина. Молодые евреи-безбожники, избавившись от этого двойного рабства, устремлялись к переустройству нашего жестокого мира, к царству социальной справедливости. Но ведь это и есть социализм! Они не знали и не ведали тогда в своем поверхностном, самообразовательном, нахальном примитивизме, что и этот путь ведет к очередной утопии, поскольку человек всего лишь разумное животное – и потому невозможно переделать его животную, хищническую сущность (хотя впоследствии коммунисты искренне пытались создать беспрецедентный в мировой истории образ нового человека, лишенного этих хищнических инстинктов, и позднее презрительно названного совком нашими доморощенными либералами.

Идея социализма, как института всеобщей справедливости, идет, можно сказать, еще от древнееврейских пророков, а на практике – даже еще раньше - в виде первобытных коммун. В своей классической работе «Антисемитизм в древнем мире» Соломон Лурье, ссылается на одного из авторов этой эпохи, пишущего о «выдумках, от которых сходят с ума рабы» - то есть о демократических или коммунистических теориях. Еврейская пропаганда, - продолжает указанный автор, - является почвой или источником, на которой пышным цветом вырастают эти праздные теории». Как видим, что еще в древнем мире именно евреи, а отнюдь не антисемиты являлись предтечами коммунистических идей, как совершенно безграмотно утверждает Вайсман, в узком круге своих представлени, уличая меня, очевидно, в антисемитизме.

Возвращаясь к «антисемитской» марксовой статье, напомню общеизвестную истину, что торговля, по самой сути своей, требует хотя бы минимального обмана, то есть несправедливости. И Маркс в своей статье выступал против евреев, как носителей этой несправедливости, а вовсе не против евреев как нации (еще раз напомню, что, будучи убежденным интернационалистом, да еще и немножко, все-таки, и евреем, он в принципе не мог быть антисемитом в национальном смысле, а будучи атеистом - и в религиозном. Добавлю, что теперь широкое хождение имеет утверждение о евреях-самоненавистниках, которые, мол, еще страшнее гоев-антисемитов. Это очень хитрое положение, исключающее даже робкие попытки объективного анализа (мол, попробуй что-то скажи что-нибудь не то!) имеет в основе своей указание мудрецов Талмуда, требующее «поставить ограду вокруг Закона». Тем более, что евреям в особо острые моменты истории зачастую изменяет чувство самокритики, которым они заслуженно славились с давних времен. Чтобы традиционно не ссылаться на того же универсального Губермана, приведу собственное четверостишие:

«Еврей такой народ смешной, что сам смеется над собой, но дольше всех других живет смешной ходячий анекдот». Или, как еще один пример такой «самодеятельной самокритики»: «Евреи на доске почета цивилизаций всех благих, но местечковых идиотов намного больше среди них».

И наконец в поддержку своего взгляда (и в непосредственном опровержении Вайсмана) приведу цитату из сборника статей «Вместе и врозь» («Трепет иудейских забот») профессора Тель-авивского университета, доктора физико-математических наук, издателя израильского журнала «22», Александра Воронеля:

"Движение сионистов-социалистов, бывшее доминирующим с момента его возникновения и до конца 1970-х годов, полагало, что экономика Израиля должна строиться на принципах социализма. К этому направлению можно отнести и «предтеч и основателей» сионизма Моисея Гесса и Теодора (Беньямин-Зеэв) Герцля."

Так что не очень-то грамотно ссылаться на одну из статей Маркса, как на основание антисемитского происхождение социализма. Кстати, кое-кто забыл, что Маркс заодно как-то написал книжицу под скромным названием «Капитал». Попробуйте в этих огромных четырех томах э той «книжицы» хоть какие-то следы антисемитизма – а ведь это основная его работа, а отнюдь не ранняя статья «К еврейскому вопросу».

С другой стороны, можно парадоксальным образом, но с большой долей уверенности заявить, что антисемитизм, принесший неисчислимые страдания еврейскому народу, в то же время является универсальным объединящим фактором, сигнальной «красной тряпкой» во всей еврейской истории и, как недвусмысленно выразился в одной из своих бесед известный кабалист Лайтман: «антисемитизм – оружие евреев». Игорь Губерман высказал эту же мысль в свойственной ему парадоксальной форме:

 

«Еврейство - очень странный организм,
питающийся духом ядовитым,
еврею даже антисемитизм
нужнее, чем еврей – антисемитам».

 

Я же, со своей стороны, опять-таки, позволю себе еще одну нешутейную шутку:

 

Есть у еврея свой расчет:

еврей тогда с евреем слитый,

когда еврей такой народ,

что все кругом – антисемиты.

 

 

 

Наверх