"Человеческий разум постиг искусство анализа, но он еще не научился синтезу. Так он отделил душу от тела, и это было хорошо, т. к. Бог есть Дух, а природа ни что иное как материя, но сделав это, он забыл магическое слово, долженствующее воссоединить и то и другое".
/Гегель/
"Неожиданное открытие Каббалы как системы мышления, которая может успешно решать задачи ХХ века, поразило многих, особенно по сравнению с бессилием существующих традиционных институтов".
/Ф. Ш. Берг/
Эта удивительная теория создана совсем недавно, в середине 80-х гг., советскими и американскими физиками. Ее не следует путать с теорией расширения, существующей уже несколько десятилетий и давно уже вошедшей во все школьные учебники. Напомню вкратце, что она собой представляет. Теорию Расширения называют еще теорией Большого Взрыва или же теорией Горячей Вселенной, в зависимости от того, что в ней считают более важным.
По идее своей эта теория очень простая. Вся наша Вселенная произошла от гигантского Сверхвзрыва сверхплотного крошечного шарика, некоей проточастицы или же того, что физики называют черной дырой. Плотность этого комочка материи составляла 10 в девяносто четвертой степени г/см кубический, и он содержал в себе всю массу будущей Вселенной. Взрыв произошел спонтанно, что присуще вообще черным дырам (но если это и была черная дыра, то не совсем обычная). Ученые смогли вычислить основные энергетические параметры этого уникального процесса на период времени, начинающийся с 30 секунд после его Начала. Сверхвысокая температура начальной стадии Взрыва и дала повод назвать эту Правселенную "горячей". А на следующих стадиях быстрого расширения возник хорошо известный физикам процесс почти мгновенного охлаждения с образованием из первоначальных частиц уже более сложных атомов и молекул.
Расчеты показали, что на одной из ранних стадий Расширения должно было появиться излучение определенной частоты и которое, возможно, сохранилось и до наших дней. Гипотетическое это излучение было названо реликтовым, хотя возможность его обнаружения в наши дни никто всерьез не принимал. И все же реликтовое излучение, можно сказать, совершенно случайно было обнаружено американскими астрономами в 1965 году. Реликтовое излучение несет очень важную информацию о том состоянии Вселенной, в каком она пребывала примерно 15 млрд. лет назад, но, пожалуй, еще более важным было подтверждение самой гипотезы. Надо отметить, что непосредственно факт расширения был обнаружен еще раньше – при наблюдении так называемого разбегания галактик, причем скорость разбегания точно соответствовала предсказанной теорией скорости расширения, достигающей на "окраинах" Вселенной предельной для материи околосветовой скорости.
Открытие Большого Взрыва вызвало в свое время серьезную переоценку мировоззренческих взглядов. Если Вселенная не вечна и возникла "всего лишь" 15 млрд лет назад то, по-видимому, этому должна была способствовать какая-то Первопричина. Так на мировоззренческом горизонте снова замаячила "фигура" Создателя, и религия готова была торжествовать свою победу, полученную прямо из рук противника. Но вскоре стало ясно, что проблема лишь чуть видоизменилась: хотя Вселенная и возникла в результате Взрыва, но ведь составляющая ее материя уже существовала к этому моменту и, следовательно, вопрос о происхождении этой огромной изначальной массы остается открытым.
Совсем другое дело – теория Раздувания. Прежде всего, она бесконечно ближе к Началу, чем теория Расширения. Новая теория относит начало Раздувания к моменту, когда "возраст" самой Правселенной равнялся 10 в минус сорок третьей степени, т. е. ничтожно малой доле секунды. Откуда такая странная цифра? Оказывается, она означает минимально возможный в физическом мире временной отрезок, т. е. квант времени или, популярно говоря, это и есть истинное мгновение – в первородном смысле этого слова. Никакой более короткий отрезок времени между Нулем и Началом Раздувания невозможен ни практически, ни теоретически. Если что-то и было до этого, то оно могло быть только нефизическим, доматериальным, названном учеными псевдовакуумом. Ведь нормальный физический вакуум, даже если теоретически допустить полное отсутствие в нем материальных частиц, не может быть свободным от физических полей, которые, собственно, и образуют его структуру. Отсутствие полей равнозначно отсутствию самого пространства (и времени), т. е. без них не может быть даже абсолютной пустоты, т. е. идеального вакуума, но как раз такая ситуация отражала состояние Правселенной до Взрыва. Это было Ничто в буквальном физическом смысле, но Оно, как ни удивительно, обладало вполне определенными параметрами, которые физикам удалось вычислить с помощью новой математической теории так называемых потенциальных полей или теории струн. Абстрактнейшая математика как раз подходила для этого Ничто, тоже ведь совершенно абстрактного, не имеющего абсолютно никаких признаков физической реальности. Собственно говоря, только формально, концептуально – ибо ничего другого еще и нет – в таком вакууме могут возникать спонтанные нарушения симметрии, сопутствующие образованию потенциальной энергии и соответственной – по формуле Эйнштейна – массы.
Так что, можно сказать, масса образовывалась из ничего – ей предшествовали только колебания натянутого (как струна) напряженного вакуума. Но колебания такого нематериального вакуума тождественно существованию столь же нематериальных псевдополей и соответствующих им псевдочастиц. Такие "как бы существующие" частицы называются виртуальными. Их образование из ничего не противоречит известному соотношению неопределенностей Гейзенберга, согласно которому на чрезвычайно короткий промежуток времени может появиться энергия, дающая жизнь паре: частица-античастица. Через мгновение эта пара сливается и исчезает, не успев нарушить закон сохранения энергии. Исчезая бесследно, какой-то кратчайший миг виртуальные частицы "живут" – и вместе с себе подобными образуют как бы кипящий виртуальный "бульон", еще через мгновение создавая уже целую Вселенную. И этому обстоятельству следует придать особое значение: настоящая "наша" реальность возникла из реальности абстрактной, целиком сводимой к некой концепции: слову или формуле. Этот "абстракционизм" покажется менее странным, если вспомнить, что и обычные элементарные частицы также недоступны человеческому воображению, не сводимы к зримой модели и их "изображением" являются системы многих уравнений.
Но виртуальным "брожением" не исчерпываются необычные свойства первичного вакуума. Это уникальное состояние обладало не четырьмя привычными для нас измерениями пространства-времени, а целыми десятью. И вот вакуум с такими удивительными свойствами находился в чрезвычайно напряженном, сжатом состоянии, соответствующим громадной плотности (в обычном понимании "плотность вакуума" – нонсенс) его энергии. Такое состояние крайней неустойчивости, на грани взрывообразного перехода системы в новое состояние называется метаболическим (например, шарик на вершине горки, взведенный курок и т. п.). Взрыв и произошел. Очень большой...
Называя число измерений Правселенной, а также и некоторые другие поразительные числа теории Раздувания, следует отдавать себе отчет об их происхождении. В свое время Альберт Эйнштейн, руководствуясь идеей единства природы, занялся поиском Единой теории поля, которая должна была объединить известные тогда виды физического взаимодействия: электромагнитное и гравитационное. К этой затее большинство ученых отнеслись с недоверием – и, действительно, тридцать лет напряженных усилий великого физика к успеху не привели, хотя и дали некоторые полезные, но побочные результаты. Теперь, однако, совершенно ясно, что Эйнштейн не оценил всей сложности задачи, ибо тогдашнего уровня математики и физики просто не хватало для ее решения. Современная наука знает уже не два, а четыре вида взаимодействия: к двум вышеуказанным добавились: сильное (ядерное) и слабое (действующее в мире элементарных частиц на расстояниях в тысячу раз меньше среднего диаметра ядра атома).
В 70-е гг. ученым удалось объединить электромагнитное и слабое физические поля в так называемой единой теории электрослабого взаимодействия, за которую С. Вайнберг, Ш. Глэшоу и А. Салам получили в 1979 г. Нобелевскую премию. А теперь уже обозначились четкие подходы для включения в Единую теорию еще и ядерных сил, во всяком случае, уже проведены многочисленные энергетические расчеты. Суть дела в том, что при некоторой гигантской энергии (температуре) все виды взаимодействия объединены в одно целое, а те или иные поля выделяются лишь при значительном понижении температуры. Например, электрослабое взаимодействие существует при Т большей, чем 10 в пятнадцатой степени градусов Кельвина, распадаясь при меньшей Т на электромагнитное и слабое. Сильное же взаимодействие объединяется с ними только при увеличении энергии еще в триллион раз! Так что, хотя полной теории еще не существует, общая идея уже ясна не только количественно, но и качественно.
Сложности, как всегда, самые большие с гравитационным полем. В общей теории относительности А. Эйнштейн придал этому полю геометрическую интерпретацию, и далее для получения Единого поля пытался геометризировать и поле электромагнитное. В 20-е гг. физики Т. Калуца и О. Клейн задумали произвести такое же объединение, используя понятие пятой координаты. Положительным результатом этой в целом неудачной попытки было получение уравнений Максвелла как непосредственный результат введения дополнительного измерения. Но почему же тогда пятое измерение не проявляет себя в нашем мире?
Теория Раздувания пошла, тем не менее, еще дальше, доведя число измерений до 10-11 (появление этого "скользящего" одиннадцатого измерения, с моей точки зрения не недостаток, а достоинство теории, сближающее ее с Каббалой). Итак, многомерная псевдовакуумная Правселенная, "прожив" в более чем относительном спокойствии одно квантованное мгновение, вдруг стала бурно раздуваться. Эта "бурность" выражалась в непередаваемой ни словами, ни цифрами неимоверной скорости раздувания, и близко несопоставимой с "черепашьим" темпом расширения. Фантастическая эта цифра записывается единицей с 400 000 000 нулей, в то время как скорость света, измеренная в м/сек, содержит всего восемь нулей, а, например, число элементарных частиц, из которых состоит вся наша громадная Вселенная с ее сотнями миллиардов галактик, описывается "скромным" числом примерно со ста нулями. Для наглядности скажем, что если обычная запись числа частиц всей Вселенной уложится в 2-3 строки, то для аналогичной записи скорости раздувания понадобилась бы строка длиной в 1000 км или же целая библиотека из 400 томов по 500 страниц каждый!
Такое невообразимое число, помимо эмоций, вызывает и вполне резонное сомнение: как же отнестись тогда к научно, вроде бы, непререкаемому факту предельности скорости света в нашем мире? Но это в нашем, а в том мире все могло быть по-другому. Недаром западные ученые назвали процесс Раздувания инфляцией: все быстрее и быстрее, по экспоненте... Хорошо еще, что первый этап длился недолго, всего 10 в минус тридцать четвертой степени сек. Но это только для нас, живущих в этом мире, недолго, а по тем "начальным временам" это все же миллиард временных квантов, т. е. в миллиард раз дольше всего предыдущего существования Вселенной – неплохой пример относительности времени...
И все же, долго ли, коротко ли, Вселенная раздулась за это "время" до гигантских (фантастических, сказочных, неописуемых и так далее) размеров, которые однако нетрудно и подсчитать, просто перемножив скорость на время. Это, конечно, не "крошечные размеры" нашей родной Вселенной, двадцать шесть нулей (в см) которой не идут ни в какое сравнение с очередной фантастической цифрой. И отсюда можно сделать вывод, что все это громаднейшее пространство либо было создано впрок, либо в нем наряду с нашей возникло практически бесконечное число других вселенных. Именно вселенных, а не каких-то там галактик! Так это или нет, но в инфляционном Сверпространстве места хватит им всем!
Эта стадия Раздувания прекратилась через указанное выше (или "указанное свыше"?) время, сменившись "тихоходным" расширением. Такой практически мгновенный переход физически аналогичен адиабатному (т. е. без теплообмена с внешней средой) расширению газа, в результате которого происходит столь же быстрое и сильное его охлаждение с одновременным образованием конденсатных капелек влаги. В нашем же случае вследствие мгновенного охлаждения Вселенной образовались "конденсатные" первичные элементы мироздания: частицы, античастицы, кванты полей... И дальнейшее развитие Вселенной идет уже хорошо изученным путем. Поэтому здесь можно закончить наше, исключительно упрощенное изложение очень ученой теории Раздувания и далее попытаться придать ей несколько иное толкование, чуть ли не напрашивающееся само собой.
Итак, что представляла из себя субстанция Правселенной, т. е. можно ли говорить о ней как о материи (хотя бы и вакууме) в особом состоянии? Материализм, конечно, отвечает на это однозначно и утвердительно: если там было хоть что-то, не зависящее от человеческого сознания – то это материя. Особо убежденные материалисты даже мысль готовы считать материей – видимо, на том основании, что мысль, хотя и не существует независимо от сознания, все же существует как факт и даже оказывает воздействие на окружающий мир.
Вспомним теперь, что в конце этапа инфляции псевдовакуумное Ничто "сконденсировалось" в первичные поля и частицы – так говорит физика, и здесь мы еще ничего не добавляем. Это обозначает разумеется, что до того никаких физических полей и частиц еще не было. Но ведь без них нет и самой материи, ибо материя как раз и существует в форме полей и частиц. Физические поля именно и образуют пространственно-временные формы, без которых говорить о материи просто бессмысленно: материя обусловлена наличием полей и частиц, которые и придают ей статус бытия.
Первобытный вакуум был лишен всяких атрибутов материи, но ведь были еще и виртуальные частицы, чье почти условное существование или "жизнь взаймы" являлось содержанием псевдовакуума. Однако сами эти частицы возникали из еще большего Ничто, чем сам Псевдовакуум. Это Ничто представляло собой энергию уникальной плотности, придающей ему соответствующую напряженность и неустойчивость и принуждающую его делиться на виртуальные пары. Можно здесь отметить даже определенную эволюцию: абсолютный Нуль – Псевдовакуум или "виртуальный бульон" – первичные частицы и кванты – наша Вселенная. Между этими событиями есть причинная связь, но на первых двух этапах еще отсутствует связь временная, ибо нет еще и самого времени. Абсолютный Нуль и Псевдовакуум существовали вне времени и пространства, и эта малопонятная даже мудрецам ситуация как раз не затрудняет, а даже облегчает восприятие Вечности. Из теории относительности известно, что время определяется наблюдателем в зависимости от системы отсчета, в отсутствие же последней понятие времени теряет свой смысл: его одинаково можно считать и бесконечно растянутым и бесконечно сжатым. Это нетрудно представить: если нет не только наблюдателя, но и объективно периодических процессов, – о каком тогда времени можно говорить? И вот поэтому даже логически отпадает вопрос о возникновении самого Абсолютного Нуля, ибо вне времени вопрос этот лишен смысла. Единый миг и целая вечность оказываются слитыми воедино, и лишь на каких-то иных уровнях происходит их разделение.
Вызывает ли эта картина иные ассоциации? Конечно. На первом этапе Причина и следствие выступают еще в чистом виде: без материи, вне пространства и времени. Но причина всего, Первопричина, иначе выражаясь, и есть Источник Творения, Бог, Создатель. Здесь можно напомнить уже упоминавшуюся цитату из Ф. Берга, чтобы убедиться, насколько близка умозрительная идея Каббалы к выводам из современной физики: "Начальная точка бытия, начиная с которой мы можем получить какую-либо информацию, — положение Эйн-соф. Это положение, не имеющее ни начала, ни конца, положение, в котором нет понятий пространства и движения... Процесс Творения в Эйн-соф выражается понятиями причины и следствия, и только ими..."
Вернувшись к этой цитате, читатель увидит в ней еще много такого, что не может быть просто совпадением. Например, о фазе Творения говорится, что она "окутана тайной и находится выше человеческого понимания", – а современная физика говорит о сингулярности, т. е. замкнутом на себя состоянии, о котором мы не можем иметь никакой информации. Но сингулярность – не мистика; например, сингулярностью обладает такой исключительно материальный объект, как черная дыра. Возможно и тут проявляет себя закон схождения крайностей: тело, которое по средоточию своей массы есть максимальное выражение материи, в то же время, по причине замкнутости физических полей вокруг сверхсжатой массы, ведет себя как типичный идеалистский объект, т. е. "вещь в себе".
Так как же ученым удалось получить информацию о Правселенной, сингулярность которой, по всей видимости, должна была быть гораздо большего порядка, чем у рядовой черной дыры? Ответ: никак. Построения ученых базируются на изучении чуть более поздних стадий, но математика позволила апроксимировать полученные результаты на граничные с сингулярностью области. Абсолютной сингулярностью обладает лишь Первопричина, и если соотнести Ее (как понятие Каббалы, физики или логики) c Творцом, то невозможность получения информации будет прямым следствием известной недоступности Бога человеческому разуму. Шанс на познание Бога, однако, появляется, если вспомнить, что ведь и элементарную частицу мы не можем охватить единым пониманием (без дополнительности) – и в то же время, создав ее модель и описав ее с помощью системы уравнений, мы узнаем о ней очень много.
Какую же конкретно стадию мы можем идентифицировать с Богом? Очевидно, самую первую, точнее, нулевую, то есть Первопричину, когда нельзя было еще говорить даже о псевдовакууме. Стадия же псевдовакуума более всего ассоциируется с Эйн-соф ("начальная точка бытия, о которой мы можем получить какую-либо информацию"). При этом не надо забывать, что нулевая стадия и Правселенная связаны только причинной, а не временной связью – поэтому они как слиты воедино, так и бесконечно разъединены: миг единый тождественен Вечности. Бог явился Первопричиной Вселенной, но неверно утверждать, что Он был раньше. Потому и сказано: "В начале сотворил Бог..." и "В начале было Слово", именно раздельно (как бы в начале всего), а не слитно:"Вначале", то есть во времени.
Далее в нашей интерпретации особенно интересным оказывается число измерений: десять. Это сразу напоминает нам десять сфирот, то есть проявлений Бога. Причем сходство настолько точное, что непротиворечиво обнаруживается даже в некоторой неточности: 10-11 сфирот, 10-11 измерений. По поводу этой "лишней" сфирот гововорится, что она "В одно и то же время входит и не входнт в число десяти" (Адин Штайнзальц). Сходным образом многие физики говорят теперь об одиннадцатом измерении.
Но только этим "мистика" числа 10 не исчерпывается. Возвращаясь к Раздуванию, напомню упоминавшееся уже в предисловии обстоятельство: При Раздувании "только четыре из десяти измерений пространства-времени обрели макроскопический статус, а остальные оказались как бы свернутыми в глубинах микромира, в областях 10 в минус 33 степени см. Их можно обнаружить, только проникнув в эти области, но там мы столкнемся с какими-то принципиально иными мирами". Но за три года до этого в том же советском учебнике по философии утверждалось нечто совершенно противоположное: "Все попытки различного рода мистиков доказать существование у пространства четвертого измерения, недоступного нашему восприятию, не имеют никакого отношения к науке".
Я пишу это не для того, чтобы лишний раз поймать атеизм и материализм "за руку", а с целью подчеркнуть необходимую эволюцию взглядов даже официального материализма. Причем в данном случае эволюция эта (хотя точнее: революция) была связана не только с порожденной социальной перестройкой инверсией взглядов, но и, конкретно, – с революционной теорией Раздувания. Но о каких "принципиально иных мирах" говорит учебник? Ссылкой на "глубины микромира" он пытается еще удержаться на материалистических позициях, но, как мы видели раньше, предыдущий мир не был еще материальным, и его измерения могли быть только духовными. Три из них (если не считать времени, которое, впрочем, и может быть той одиннадцатой, "скользящей" координатой, которая в силу своей особости и относительности образует переход от мира духовного к миру физическому) проявились в виде трех измерений нашего материального пространства, а остальные семь "свернулись", т. е. оказались скрытыми от этого мира. В статье "Духовная реальность Вселенной!” (1989 г) я высказывал предположение, что "эти исчезнувшие измерения образовали свое семимерное духовное пространство... Как тут не вспомнить семь сфер небесных? три физических измерения окружены семью духовными".
Итак, неожиданно возникшее "на кончике пера" мифическое число семь приобретает новый, вполне научный смысл. И опять можно говорить и о совпадении, и об откровении, или же о том, что "тайное знание" древних возвращается к нам, обретая современные очертания.
Но что же представляют из себя эти измерения, невидимые в нашем мире? Как и сфирот, измерения не могут существовать раздельно; ведь если даже мы имеем дело с наиболее "очевидными" из них (длина, ширина и высота – координаты пространства X, Y, Z), то и здесь мы осознаем условность такого разделения, ибо пространство реализуется лишь в их взаимосвязи – тем более это так в случае духовных измерений. Поэтому неудивительно, что и сфирот у разных каббалистов имеют разные толкования – тут нет никакого противоречия: реальный смысл имеет лишь вся взаимосвязанная система сфирот (то же и измерений). Отсюда можно сделать ошибочный вывод, что в таком случае вообще число сфирот (измерений) может быть произвольным; однако, хотя в пространстве можно провести сколь угодно линий любых направлений, в конце концов все они могут быть сведены к трем – не менее – взаимно перпендикулярных направлений, получив все остальные как проекции на трехмерную систему координат. Значение четырех измерений нашего пространства-времени в том, что с их помощью можно описать любое физическое событие в форме зависимости пространственных координат от времени. В то же время этого числа измерений будет совершенно недостаточно для описания поведения даже простейшего живого существа – тем более для человека: на каком-то уровне потребуются некие "физиологические" координаты, далее – "психологические", потом и чисто духовные.
Казалось бы, невозможна даже сама идея представить подобные события в форме математических функций. Идя снизу, от человека к Богу, это действительно так. Но идя сверху, от Бога, в Котором измерения присутствуют во всей полноте, положение не столь безнадежно.
Двумерное существо, "пространством" которого являлась бы некая плоскость, не могло бы себе представить наше третье измерение – высоту, но логически оно могло бы допустить его существование и, далее записать математически, рассуждая, допустим, так: третьего измерения нет, потому что оно никак не проявляет себя в нашем (двумерном) мире, но чисто формально мы можем его принять для использования в математике и для развития пространственного воображения. До недавнего времени аналогичным образом рассуждало и все прогрессивное человечество, не признающее реальности числа измерений большего четырех. Если измерения – это то, с помощью чего могут быть описаны любые события в мире (не только физические), то идя снизу вверх по лестнице природной эволюции, мы должны будем вводить все новые и новые измерения. Теперь нас может смутить, напротив, чересчур малое (десять) число измерений Универсальной Духовной Субстанции, идентифицируемой с Богом. Но, во-первых, десятью измерениями обладает, видимо, не Бог как таковой, а некое Его первичное проявление, предшествующее нашему миру в виде Правселенной или Эйн-соф. А, во-вторых, 10 измерений – не так мало, как кажется. Это видно даже из того, насколько трудно нам как-то представить хотя бы одно дополнительное измерение, но еще более становится ясным, когда добавление только одного измерения (от точки к линии, от линии – к плоскости, от плоскости – к объему) приводит к бесконечному увеличению не только всевозможных направлений, но и "объектов" соответствующего "пространства": отрезок прямой, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, круг, куб, тэтраэдр...
В механике под измерением понимается степень свободы, т. е. возможность направленного перемещения точки вдоль одной из осей координат – таким образом даже формально связывается понятие измерения с понятием свободы: свободы выбора направления движения. В более широком плане, переходя постепенно от движения материальной точки к действиям человека, произвольную свободу выбора можно трактовать как волевой акт со степенью сознания (воли), стремящейся к нулю. Тогда и любое событие в мире можно рассматривать тоже как волевой акт – но с различным соотношением случайности и осмысленной воли. Для элементарных частиц осмысленность равна нулю, а случайность – 100%; в частности, абсолютно случайны и бессмысленны квантовые переходы в атомах. В животном мире воля, хотя и не проявляется непосредственно, но и не подменяется чистой случайностью. У человека же роль волевого фактора несравненно возрастает, но 100% она достигает только у Бога, не подверженного любым материальным воздействиям. Высшее духовное существо может обладать бесконечным числом степеней свободы (к Нему просто неприложимо понятие числа – как и любого ограничения) и поэтому Он может быть определен как Абсолютная Воля. Тем не менее, видимо, можно говорить о десяти измерениях Бога, так как через них Он проявляет Себя в мире.
Что же можно сказать о семи "свернувшихся" измерениях? Они скрыты от нас в том смысле, что не раскрывают себя в физическом мире явным образом, но любое проявление жизни – от самых примитивных форм до работы человеческого мозга – есть физический результат их метафизического присутствия.
В. Вернадский и Тейяр де Шарден ввели в науку и разработали – каждый по-своему – понятие ноосферы. Как и положено теологу, Шарден понимал ноосферу как самостоятельное проявление духовной жизни, допуская наличие психики у любых, даже самых элементарных сущностей материального мира (возможно, еще более интересную идею так называемых "субстанциональных деятелей" – источников любых проявлений в пространстве и времени – развивает выдающийся русский философ Н. Лосский: "Субстанциональный деятель сам не есть ни материя, ни душа; он есть начало метафизическое, стоящее выше деления на душевность и телесность и творящее единую душевно-телесную жизнь").
Подход Вернадского, напротив, вполне материалистичен: сфера разума, ноосфера есть результат земной деятельности человека, то есть идущая за биосферой закономерная стадия космической эволюции планеты. Конечно, духу предлагаемой мной интерпретации гораздо ближе идеи Шардена и Лосского, но "в оправдание" Вернадского надо отметить вот что: Вернадский был от природы идеалистом-мистиком, сознательно наступившим на горло собственной песне. Будучи, в сущности, гениальной личностью, он с детства страдал наследственным лунатизмом, мог вызывать во сне и наяву образы дорогих ему людей, являющихся в форме ярких галлюцинаций и общающихся с ним. Но, тяжело пережив смерть своего брата, он "из-за страха" (как он сам писал в своем дневнике) стал глушить свои мистические переживания, резко рационализировав свое сознание и переведя его из из неизведаных тайных областей в сферу материалистической науки. Он писал: "Я что-то остановил в своей природе. Иногда жалею, что погасил, а не развил эту способность. Твердо и ясно осознаю, что какая-то сторона видения мной в моей личности остановлена". Следует только присоединиться к его сожалению, ибо сочетание мистической и научной одаренности могло породить личность пророческого масштаба.
Итак: ноосфера. Если в трудах Вернадского она является духовной надстройкой (с обратной связью – вот в чем, вероятно, главная ценность идеи), то ноосфера по Шардену, обладая самостоятельной "психической жизнью", первична по отношению к человеку – что согласно с моей гипотезой. Тогда ноосферу можно рассматривать как результат распада единой десятимерной Правселенной на трехмерную физическую и семимерную духовную составляющие, каждая из которых образует собственное "подпространство". Причем, более "простое" физическое подпространство открыто по отношению к духовному (как, например, двумерное по отношению к трехмерному), и, напротив, проникновение в духовное подпространство из физического даже на теоретически представимом материально-энергетическом уровне для нас совершенно недоступно (хотя и возможно, видимо, духовное проникновение, почти не требующее затрат физической энергии). Проиллюстрировать это можно таким примером: если трехмерное существо совершенно естественно проникает в любую замкнутую двумерную область (круг, квадрат, треугольник,...), то для гипотетического двумерного существа, вполне очевидно, соответствующий обратный переход невозможен.
Также гипотетически можно предположить и следующее. При распаде непрерывного (сплошного) пространства Духа в физическом подпространстве произошел процесс дискретизации, т. е. образования составных его элементов: трехмерных материальных квантов. Но аналогичное явление вполне могло произойти и в духовной области: образование соответственно семимерных духовных квантов. Что дает это последнее предположение? Понятно, что из непрерывности не может образоваться никаких изолированных объектов, ибо это нарушало бы саму идею непрерывности. Поэтому одновременно и непрерывным и единичным может быть только Единый Бог (Дух), заполняющий Собой все пространство. И поэтому же любой индивидуальный объект может состоять только из отдельных элементов, иначе он был бы "растворен" во всем объеме пространства и не существовал бы индивидуально. Осознавая свое Я, человек обладает индивидуальностью не только телесной, но и духовной, которая – как следует из сказанного выше – должна состоять из "элементарных частиц" духовности. Осторожно выражаясь, существование душ, образованных многомерными духовными квантами, – предположение, не противоречащее современной науке.
Итак, Раздувание Правселенной, ее распад на физическую и духовную составляющие – все это доматериальные, или духовные, фазы формирования Вселенной, – и это представляется мне почти очевидным. Но если в этом же духе прокомментирвать и самое Раздувание, его инфляционную фазу, – то сомнения в нематериальном его характере отпадут полностью.
Прежде всего: что такое материя? С точки зрения диалектического материализма, "материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им". С точки зрения новой послесоветской философии: "Материя – вещество; понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу". И еще одно определение, "для полной ясности": "Материя есть ни что иное, как сингулярности поля (узлы поля)" – это определение из новейшей физической теории поля, хотя и ничего не говорящее нормальному читателю, однако некоторым образом связанное с нашей темой (впрочем, очень даже связанное: если сингулярность – это замкнутое на себя состояние, как бы отсутствующее для внешнего мира, то материя здесь играет роль экрана, укрывающего некое универсальное поле, – что полностью соответствует, как мы помним, представлениям Каббалы).
Однако читателю требуется более простое определение, близкое к интуитивному восприятию как материи, так и духа. Поэтому я предложил бы здесь такое понимание этих фундаментальных сущностей, которое, хоть и не может служить определением, но проводит между ними четкую границу: материя – это все то, что подчиняется физическим законам (потому-то, кстати, физический мир и материальный мир – синономы), духовное – то, что физическим законам не подчиняется (например, мысли, эмоции, сновидения...).
Из физики известно, что никакой материальный объект не может достигнуть скорости света; это максимальная скорость даже для передачи информации – ведь и она требует материального носителя, хотя бы того же потока световых частиц-фотонов. Так что из одного того факта, что скорость Раздувания превосходит скорость света (неважно даже во сколько раз), можно сделать однозначный вывод, что раздувалась не материальная, а духовная сущность. Да и само название: "Раздувание" (от слов "дух", "дуть"), возможно, совсем не случайно пришло в голову создателям этой теории, – во всяком случае, название более, чем симптоматичное.
Логично допустить, что раздувающаяся духовная сущность, которую материализм даже не считает субстанцией, представляла собой как бы зародыш информации (первичную идею, концепцию, мысль) о будущей Вселенной. Это был, можно сказать, генеральный план Вселенной, который, подобно замыслу архитекторов, требовал еще не реального, а идеального (концептуального) пространства. Вот такое мыслимое пространство и возникло в кратчайший миг инфляции. И это наводит еще на такую "еретическую" идею: скорость Раздувания, будучи скоростью передачи Божественного Плана Вселенной, была ничем иным, как скоростью мысли. В свете сказанного, такое допущение совсем не выглядит "ненаучно", помогая достроить нашу интерпретацию Творения, сомкнув физику с основной религиозной догмой.
Всем знакомо выражение: "скорость мысли", но воспринимается оно обычно как словесный оборот, а не как физический термин и, само собой, не количественно, а качественно: то, что быстрее всего. В нашей же интерпретации эта неопределенность становится вполне определенной, научно вычисленной константой – хотя, конечно, громадность ее воспринимается ненамного легче прежней бесконечности. И эта же идея позволяет в полном смысле буквально оценить новозаветное вступление: "В начале было Слово...". И далее еще яснее: "и Слово было у Бога, и Слово был Бог". Мне кажется, что здесь христианство сделало громадный шаг вперед, домыслив то, о чем в Ветхом завете сказано еще первобытно-материалистично. Слово с большой буквы – это и Бог, и некая абсолютная информация, мысль, концепция, план и т. п. Но это – вне материи, а потому духовно, уникально, едино, потенциально созидательно: Дух — Бог — Творец.
В свете сказанного стоит взглянуть по-новому и на каббалистскую концепцию Сокращения: "Сущность Бога изначально наполняла все "пространства" и чтобы создать "место" для существования Вселенной, Всевышний ограничил Свою сущность в какой-то "области" и создал там свободное пространство. И вот в этом-то "свободном пространстве" Он создал все миры. Причина, по которой слова "пространство" и"место" взяты в кавычки, заключается в том, что речь идет скорее о концептуальном, чем о физическом пространстве. Это Сокращение происходило на непространственном духовном уровне, где сущность Бога включает в себя любую концепцию как часть Его абсолютно единой природы. Сокращение было необходимо, чтобы выделить "место" для концепций, которые существуют в Творении, чтобы могла возникнуть идея в некоторой мере независимого существования" (А. Каплан).
Мы отмечали уже некоторые возникающие в каббалистической трактовке противоречия, связанные, во-первых, с простотой и неизменяемостью Бога, а, во-вторых, с необходимостью допустить одновременно и наличие, и отсутствие Бога в создаваемом Им "свободном пространстве". С моей точки зрения, однако, основные парадоксы Каббалы могут быть разрешены сами собой при простом допущении многомерности пространства. Если Сокращение происходило не в физическом, а в концептуальном многомерном пространстве, то выделение из него трех физических измерений совсем не означает изменения всего пространства в целом. Это хорошо видно из аналогии с меньшим числом измерений. Представим себе трехмерное пространство куба, из которого изымается одно двумерное "пространство" — плоскость. Так как плоскость не имеет объема, то на кубе эта операция никак не отразится и, более того, из куба можно изъять сколько угодно плоскостей безо всякого для него ущерба. Хотя в физическом пространстве физическими же методами осуществить эту процедуру невозможно (это операция чисто логическая или математическая), но в духовном концептуальном пространстве реализуема любая мысленная операция – если только она не противоречит самой концепции. Если Бог изъял Себя в объеме трех измерений, то эта акция идентична тому, что в Каббале носит название Сокращения ("Цимцум"): Бог при этом никак не изменился, однако сами "изъятые" измерения, лишенные Его духовности, материализовались, "отвердели"; Божественное присутствие заменилось в них либо логически-отстраненным Его познанием либо верой, являющейся, по сути, суррогатом высшей духовности.
В целом же материальный мир не знает Бога, нейтрален к Нему, являясь в то же время как бы "плоским" Его подобием. Здесь опять-таки возможен пример с появлением и (исчезновением) иллюзорно-трехмерного изображения в двумерном пространстве зеркала: ничего там, разумеется, не было и нет, и поэтому зеркало абсолютно не изменяется, "вмещая" сколько угодно псевдообъектов. Такая универсальная вмещаемость становится возможной благодаря "сокращению" трех измерений реального пространства до двух зеркальных.
Вспомним теперь еще один знаменитый парадокс: может ли Всемогущий создать камень, который Он Сам не может поднять? Всемогущество Бога играет здесь двойную, коварную роль: если Он всемогущ, то может создать любой камень – в том числе и такой, какой поднять Он не может – и тогда, значит, Он не всемогущ. Читателю должно быть ясно, что о создании такого камня можно сказать все то же, что о создании Вселенной – ибо Вселенная, собственно, и есть такой "камень".
Но, строже говоря, здесь даже не нужно прибегать к многомерности, ибо парадокса тут вовсе нет, а есть лишь физически неграмотно (некорректно) поставленный вопрос. Ведь для того, чтобы поднять какой-то предмет, требуется: 1. Сам предмет; 2. Точка (тело) опоры; 3. Тот, кто этот предмет поднимает. Так как вне Бога, по определению, не может быть ничего, то даже сама фраза "поднять камень" лишена физического смысла. Если же, как в случае Творения, Бог вынужден был "сократиться" для создания камня, то для создания массивного тела опоры Он должен был бы "сократиться" еще раз. В этом, как мы видели, для Бога нет никаких проблем: Он может создать любое число любых камней – и при этом даже не измениться. Проблема в другом: Бог "не может" поднять не только камень, но и пылинку – не потому, что они для Него "тяжелы", а потому, что они просто не существуют вне Бога.
Резюмируя эту главу, надо отметить другое, воистину парадоксальное обстоятельство. Как можно было видеть, при верной трактовке и библейская, и каббалистская, и метафизическая, и физическая картины мира сходятся в главном: "В начале было Слово" (в Ветхом завете буквально так не сказано, но вытекающие из него концепции к этому приводят) – Слово, Логос, Мысль, Информация, Эйн-соф, Псевдовакуум – в любом из этих понятий субстанцией является духовное, а не материальное. Через мысль духовный мир человека делается гораздо ближе к Началу, чем телесный мир. И через эту свою духовность человек "ответственен" за духовную структуру всей Вселенной. Собственно, иудаизм и Каббала это постоянно подчеркивают. Однако я все же хочу сказать о другом: человек через свою духовность и прямо причастен как к Сотворению (читай: "со-творению"), так и к бытию мира. Такое объяснение напрашивается из основных физических постулатов. Если по Ньютону, мировое пространство представляет собой абсолютно неподвижную систему отсчета, внутри которой происходят все мировые события, то по Эйнштейну, систем отсчета может быть бесконечно много в условных положениях, зависящих от выбора наблюдателя. Причем, теория относительности относит этот факт к любым, а не только к инерциальным системам отсчета (как у Галилея). Все это свидетельствует, не о произволе и субъективизме в восприятии пространственно-временных явлений, а о глубокой и неотъемлемой связи человека с Космосом.
Другая сторона этой связи выражена в квантовой механике: исследователь микромира уже самим фактом наблюдения не может не вносить в этот мир некоторых изменений – таким образом в любое наблюдение вносится не просто техническая, а принципиальная неопределенность, лишающая то, что мы называем объективностью, ее главного содержания: полной независимости от человеческого сознания. Эта ситуация математически отражена принципом неопределенности Гейзенберга. Хотя роль наблюдателя становится существенной лишь в особых условиях: либо при околосветовых скоростях (теория относительности), либо в микромире (квантовая механика), но она имеет место и в обычном окружении, незаметная лишь в силу чрезвычайной малости. Для микромира, однако, неопределенность становится не только заметной, но и решающей – равно как и значимость самого микромира в нашем атомном веке.
Кроме неопределенности, микромиру присуща также и принципиальная непредставимость. Хотя с давних времен ученые создают те или иные модели мельчайших частиц нашего мира, но теперь уже нет сомнений в неточности и условности всех этих сложных конструкций. Человеческий разум не в силах представить себе адекватный образ частиц микромира, т. е. "как они есть", и их "изображение" требует написания сложных систем уравнений. Подчас не только "изображение", но и само "существование" требует кавычек при написании, полностью сводясь к разным математическим комбинациям. Из всего этого не следует выводить "произвола" ученых – напротив, здесь как раз проявляется громадная научная добросовестность, – и роль человека в конструировании микромира (а отсюда – и макромира) становится все более существенной.
Постулируемая иудаизмом связь человека со Вселенной ("И каждый человек, учат мудрецы, должен сказать в сердце своем: "Мир создан для меня" — А. Каплан) нашла свое неожиданное подтверждение в антропном космологическом принципе (АКП). Этот философский принцип (1973 год) утверждает, что все универсальные физические константы имеют именно такие (а не иные) значения, которые как бы специально подогнаны "под человека" и что, не будь человека, мир был бы совсем другим. Как видим, для иудея этот удивительный принцип даже не несет ничего нового, однако и для человека, глубоко ощутившего единство мира, АКП является лишь констатацией его ощущений. Как бы то ни было, развитие человеческого знания упорно подводит нас к признанию правоты того мироощущения, которое подсознательно дается верой в Единого Бога, воплощающей в себе эзотерическое чувство космического единства. Понимание этого обстоятельства позволяет также осознать внутреннюю (эзотерическую) достоверность библейских откровений – вопреки материалистическому нигилизму "здравого смысла". Отнесясь с должной серьезностью к Книге книг, но учитывая при этом время и характер ее писаний, мы должны руководствоваться дополнительностью как глубинной каббалистической трактовки Библии, так и метафизической трактовки современной физики (ведь и сама метафизика может рассматриваться как дополнительность идеализма и материализма).