Ян Майзельс > Книги > Статьи > Публицистика

14. Нищие - это богатые?

Письмо в редакцию «НРС» – к статье Аллы Кторовой

Я не был в Москве с 1989 года и, зная о ее проблемах в основном из письменных источников, допускаю, что пишущая братия сильно порой сгущает краски. Но вот у «ученой братии» наблюдается другая болезнь: «страшно далеки они от народа». Не любят они забираться на окраины, предпочитая прогулки по центру, только усугубляющие их болезненное состояние позолоченными пилюлями по рецепту князя Потемкина. В Америке, где, как известно, все наоборот, те же люди предпочитают как раз окраины Беверли Хиллса красотам Лос-Анжелесского даун-тауна. А ежели и залетают по случаю в потемневшие от жгучего афроамериканского солнца населенные пункты, то свое похвальное нежелание расстаться с парочкой квотеров в пользу нищего подкрепляют диалектическими суждениями о завидной жизни этих отъевшихся на демократических харчах и вконец обнаглевших попрошаек. А что, не так? – предвижу я возмущенные окрики, тем более, что забыл еще упомянуть про «карман налогоплательщика». В американском варианте, может быть, оно и так, но я готов усомниться в правдивости рассказов о чрезмерной зажратости московских профнищих.

Нет, не то чтобы я не признаю математической – и даже практической – вероятности подобного явления. Напротив, я вполне представляю устроившегося (об этом изящном термине скажу после) на тротуаре с плакатиком «Мелочь не подавать» какого-нибудь бывшего кандидата философских наук, не утратившего еще чувство юмора. Но я не могу согласиться с теми адептами всемирной приватизации, которые такую сюрреалистическую картинку принимают за саму жизнь.

Как известно, протестантизм – и особенно отпочковавшийся от него пуританизм – осуждает призрение нищих, считая милосердием не милостыню, «предоставление возможности обучиться ремеслу и работать». Что ж, здравый смысл в этом - во всяком случае, на том и стоит Америка. Но вот стоит ли на том Россия – страна с преобладанием православного сознания, как раз наоборот оценивающего призрение нищих как моральный долг христианина?

Меня когда-то поразила библейская фраза: «Нищие будут всегда», - с виду простая и даже банальная, она не могла быть сказана простым смертным, разве уж величайшим пессимистом или пророком, ибо лишает человечество перспективы «светлого будущего». Кстати, и народная мудрость гласит: «От тюрьмы да от сумы не зарекайся». И потому – особенно в случае такого катаклизма, какой произошел в России – на улице порой оказываются разные, в том числе и не самые худшие люди. – те, кто не умеет грабить, воровать, убивать… да и торговать тоже. Протянуть руку – вот все, на что они (теперь) способны.

Ужасно по своей бесчувственности представление о нищих как о некоем процветающем клане – то представление, которое мы находим в статье Аллы Кторовой «Не по хорошу мил, а по милу хорош» (НРС, 17 и 24 ноября 1995 г). А. Кторова всерьез пишет о профсоюзах нищих, о структуре, об «администрации», каковая выступает по ТВ с беседами о счастливой нищенской доле, - ну как же не счастливой – при заработке в пять раз большем, чем у врача, инженера и даже академика! Нетрудно однако «вычислить» авторов и режиссеров подобных нищенских «телешоу», ставя древний вопрос: кому это выгодно? Прежде всего тем мафиозным и около-мафиозным структурам, которые в своей корыстной борьбе за власть и деньги вынуждены создавать себе имидж гуманистов и благодетелей, прибегая к оруэловской антилогике: нищие – это богатые.

Я вполне допускаю, что в этом нищенском «раю» есть свои структуры, «профсоюзы» и «боссы». Нужно ли, однако, разъяснять, что при абсолютном бесправии рядовых их «членов» эти структуры очень быстро подпадают под власть рэкета. Но даже и в относительно благоприятных случаях создание «крыши» над головами людей, лишенных четырех стен, отбирает у них и ту иллюзию свободы, которой еще может тешить себя традиционный бродяга.

Послушаем, однако, Кторову: «Молодая женщина устраивается прямо на тротуаре, в пыли, а то и в грязи, часто с ребенком».. «Устраивается!». Это двусмысленное словечко ассоциируется у меня с рассуждениями автора советского бестселлера «ЦРУ против СССР» проф. Николая Яковлева о том, как некая «Люся Б.» (читай: Елена Боннэр) во время войны «укрылась санитаркой в госпитальном поезде». Так что по-разному можно и «укрываться» и «устраиваться», но я не пожелал бы такого счастья ни Яковлеву, ни Кторовой, человеку, возможно, доброму и интеллигентному. Но вот иногда не срабатывает, замыкает что-то… у интеллигентов этих…

«Новое русское слово», 12 января 1996 г

Наверх