/Мое письмо по поводу организованного хасидами празднования в Кремле еврейской Хануки, ответом на которое является данная заметка, опубликованная в хасидском журнале «Жизнь», к сожалению, утрачено. Однако о его содержании легко догадаться – см. ниже/.
«В письме Я. Майзельса («Панорама», №562) содержатся нешуточные обвинения Любавичскому Ребе и другим организаторам празднования Хануки в Кремлевском Дворце съездов в «трагической слепоте» и «неэтичности». Автор пытается объяснить вспышку антисемитизма (которую по счету?) еврейскими торжествами на фоне голодной Москвы. Напоминая «грамотным» (так у Я. Майзельса), что Кремль – место историческое, он предлагает евреям считаться с «реалиями чужой жизни» и воздержаться от подобных затей – не высовываться, иными словами, а то, стращает автор, придется, мол, расплачиваться за свои дела. Знакомая логика, не правда ли? Так рассуждали запуганные инвалиды 5-й группы (В бывшем Союзе лютого братства народа их так называли из-за неудачного пятого анкетного пункта), для которых высшей похвалой были слова: «Хороший он парень, хоть и еврей» или: «чудный человек имярек, да он и на еврея-то не похож». И даже как-то странно, что свое мнение автор называет «нетрадиционным». Оно, увы, волне тривиально. В Россию, хочется возразить Я. Майзельсу, вложено столько ума, сердца, таланта, что многие наши тамошние соплеменники не считают в ней себя чужими. Не хотят считать. Ошибка ли это, как показал, например, гигантский опыт, или нет – слово за историей; но в любом случае, не нам с вами их за это судить И сегодня, когда торжественные молебны ежедневно транслируются по телевидению, а газетные полосы буквально наводнены портретами православных пастырей, почему бы и евреям раз в год не отпраздновать свою Хануку? Помогла им в этом любавичская община, средства собрала – так что же в этом плохого? Место историческое? Но железобетонный, крытый мрамором Дворец Съездов – детище Хрущева, и уж никак не являет собой памятник культуры русского народа. ! Только воспаленное сознание может воспринимать еврейский праздник во Дворце Съездов как «плевок в душу русскому народу» и «пир во время чумы» (как будто москвичи-евреи не стоят в очередях за продуктами, а получают их из «масонских» распределителей). Да, с подобными абсурдными заявлениями выступают так называемые «патриоты» типа Д. Васильева, которые вообще валят на евреев все российские беды – это правда; им только повод дай. Но правда и то, что антисемиту совершенно не нужен повод, чтобы быть антисемитом. Угождать такой публике и постыдно, дорогой Майзельс, и, что еще более важно, невозможно. Нельзя ей угодить, потому что вы – еврей, следовательно, враг. Этим для них все сказано. Зажигаете ли вы субботние свечи или поклоняетесь Иисусу, тяготит ли вас это еврейство или радует - антисемитам плевать на ваше самосознание. Не о том ли писал когда-то Б. Пастернак в «Докторе Живаго»? Помните рассуждения еврейского мальчика Миши Гордона, который, впервые столкнувшись с этим «проклятым вопросом»: «Он не мог понять положения, при котором, если ты хуже других, ты не можешь приложить усилий, чтобы исправиться и стать лучше. Что значит быть евреем? Для чего он существует?».
Видимо сейчас российские евреи понимают, что значит быть евреем и не желают больше считаться с положением («реалиями»?), при которых они «хуже других».
Те, которые остаются, пытаются бороться, гордо выставляя свое еврейство наружу, а не пряча его в угоду «реалиями» антисемитизма. Они устали бояться. А вы не устали, Я. Майзельс?
/Л. Бердников. Ж-л «Жизнь», №220/
P. S. Автор вышеприводимой заметки, Л. Бердников чуть лукавит, пытаясь придать безобидный и независимый характер ханукальным торжествам в Кремле. Можно возразить ему по целому ряду пунктов, однако лучше всего комментирует данную ситуацию беседа руководителя хасидской синагоги (к которой принадлежит и Л. Бердников) рабби Нафтоли Эстулина, с журналистом Романом Ситняковским, отрывки из которой приводятся ниже (ж-л «Жизнь», №218). Обращаю внимание на то, что интервью с р. Нафтоли вышло за две недели до статьи Бердникова и, следовательно, последний не мог не знать (допустим, по наивности) об истинном значении и цели «кремлевской Хануки».
«Я попросил директора нашего центра, гл. редактора журнала «Жизнь» раввина Нафтоли Эстулина прокомментировать шумиху, которая поднята в русско- и англоязычной прессе бывшего СССР, США и других стран в связи с организацией Хабадом торжественного праздника в Кремле и других местах страны, где родились все мы, дорогие читатели».
Н. Э. Советский Союз был таким могущественным, что никому в мире в голову не приходило нападать на него после Второй мировой войны. Так он развалился сам, изнутри, без вмешательства извне! Что-то в этом напоминает дом, в котором прежде стояла елка, увенчанная крестом, а теперь там поставили мезузу. И дом вроде бы остался тем же самым, но ведь все в нем изменилось!.. При нашем Ребе чудеса происходят как бы сами по себе. С развалом СССР исчез и государственный антисемитизм. Теперь в этой стране средства массовой информации не против евреев, а на нашей стороне.
Р. С. Пожалуйста, расскажите, в чем значение зажигания Меноры в московском Кремле – исторического события, в котором принимал участие и наш ребе Зальцман.
Н. Э. Это одно из тех открытых чудес, о которых я только что говорил… Ханукальная менора должна осветить, разогнать тьму вне еврейского дома, на улице, поменять, перестроить атмосферу не только за субботним столом еврея, но и нести Б-жественное на улицу… И непременно ночью, чтобы осветить тьму, улучшить мрачное. Праздник Света Ханука – это подготовка к перестройке мира МАШИАХОМ…
Эта сила освещала сначала Америку, затем ее свет перекинулся и на Европу, на многие страны… Многие, в том числе еврейские реформисты, выступили против этого, началась настоящая война… Ребе добивался освящения публичной Менорой многих стран, пока Менора не добралась и до Кремля, чтобы изменить, освятить атмосферу и там…