Ян Майзельс > Книги > Реалистическая метафизика смерти и бессмертия

Назад   Далее

ВВЕДЕНИЕ К НАСТОЯЩЕМУ ИЗДАНИЮ

Должен признаться, что во время написания книги был очень мало знаком с литературой и вообще со взглядами умных людей по данному мрачному вопросу. Это обстоятельство, несомненно, имело и свою положительную сторону: отсутствие заимствований и практически полную самостоятельность в разработке темы. Так что в основе книги – только (пусть не только, но почти) собственные мысли и переживания. Последнее – насчет переживаний – замечание прошу особенно иметь в виду тех, кто склонен видеть преимущественно механистический (материалистический, физический) подход автора к данной, самой чувствительной для любого разумного существа теме. Напротив, мне самому пришлось несколько раз непроизвольно испытать то, что принято называть мистическим опытом, - откуда следует, что использование физических теорий и терминов является следствием не механистически-бездушного, а как раз целостного или, как теперь говорят, холотропного мироощущения Универсума как духовного и материального Единства

Должен также отметить, что дальнейшее знакомство с соответствующей литературой привело меня, во-первых, к выводу о верности выработанной мной версии смерти, а, во-вторых, к подтверждению ее оригинальности - даже на фоне огромного множества других и прочих теорий и версий. Основное отличие данного подхода к теме смерти – это не общее (и теперь почти общепринятое) признание равноправия рациональных и иррациональных начал в человеке, а конкретное изложение реальных и, главное, вполне очевидных физических механизмов, приводящих – в последний момент умирания - к пороговому эффекту «вечной жизни». Кроме того, знакомство с указанной литературой позволило мне рассеять определенные собственные сомнения в отношении некоторых «технических» деталей. Так, например, вследствие большого сопротивления (преимущественно в синапсах) электрических цепей головного мозга казалось неубедительным возникновение - при «отключении» мозга – вспышки индукционного тока, достаточного для того «озарения» подсознания, которое лежит в основе всей гипотезы. Однако, как оказалось, еще в 1977 году Прибрамом были обнаружены кроме стандартного преобразования нейронных импульсов также и «медленно-волновые потенциалы, действующие между синапсами даже в отсутствие нервных импульсов... И если нейронные импульсы действуют по принципу «да-нет», то медленные потенциалы изменяются постепенно, образуя непрерывные волны между нейронами... Эта «параллельная обработка» играет решающую роль в холографическом функционировании мозга. Взаимодействие двух систем приводит к волновым явлениям, которым подчинены холографические принципы. Медленно-волновые потенциалы очень слабы и чувствительны к различным влияниям. Это дает интересную основу для рассуждений о взаимодействии между сознанием и механизмами мозга» (Ст. Гроф. «За пределами мозга»). Последняя фраза, высказанная мэтром трансперсональной психологии, в точности выражает и мою основную идею.

Однако главным следствием моей гипотезы является, возможно, почти прямо вытекающее из нее разрешение «вечного вопроса» о бессмертии души – о чем пишется в примечании в конце книги.

Автор.

2001-2002 г

Назад   Далее

Наверх