Ян Майзельс > Книги > Статьи > Владимир Высоцкий

7. Вселенная Высоцкого

«Мне кажется, что у моих песен очень русские корни, и по-настоящему они могут быть понятны только русскому человеку».

/В. Высоцкий/

Теперь, спустя почти двадцатилетие со дня смерти великого барда, «шансонье всея Руси» (по весьма неточному, но масштабному определению А. Вознесенского), казалось бы, уже нет препятствий для осознания значимости этого явления для всей русской, «нерусской» и даже мировой культуры уходящего тысячелетия. Прижизненная слава его, однако, была столь огромна, что – в совокупности с некоторыми стилевыми и жанровыми особенностями его творчества – заставляла некоторых оценивать творчество этого ни на кого не похожего творца по некому снобистскому, антипопулистскому принципу: слишком популярен, доступен – значит, слишком прост, недостаточен для высоколобых «истинных» ценителей «настоящей» культуры. В свою очередь я, в меру своих сил и возможностей, в целом ряде статей противопоставлял такому взгляду совершенно иное видение этой неординарной – даже на самом звездном небосклоне – поэтической и человеческой фигуры. Ибо, как прозорливо написал когда-то кандидат философских наук Анат. Сидорченко, «25 июля 1980 года Владимир Высоцкий не умер – он шагнул в бессмертие». В настоящее время, наряду со множеством различных изданий произведений Высоцкого существует также огромное множество серьезных статей, всесторонне анализирующих его творчество, проводятся разнообразные семинары и конференции. С материалами одного такого форума, а именно Международной конференции «Владимир Высоцкий и русская культура 60-70-х годов», на котором присутствовало 60 одних только докторов и кандидатов наук, мне бы и хотелось познакомить нашего читателя, используя для этого сборник «Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. III, т. 1». Как отмечается в этой книге, «география участников конференции: 27 городов России, а также Австрия, Германия, Израиль, Польша, Болгария, Италия, Румыния, Швеция, США, Великобритания. Недавно сформировавшаяся новая ветвь литературоведения – высоцковедение – собрала для общей работы специалистов разных профилей: филологов, лингвистов, музыковедов, социологов, философов, педагогов – всех тех, кто в различных аспектах исследует творчество В. Высоцкого в контексте русской культуры. (Тексты выступлений здесь не приводятся.

Завершая эту подборку (которая могла быть и во много-много раз больше), я хотел бы добавить несколько слов и от себя. Владимир Высоцкий, на мой взгляд, даже и на фоне Окуджавы и Галича, остается фигурой несопоставимой. Каждый из них, несомненно, был и поэтом и личностью самой значительной и в своем роде единственной. Высоцкий же был еще и универсален и абсолютен. Под универсальностью я понимаю не разносторонние его ипостаси – актер, поэт, музыкант, исполнитель в одном лице – здесь он, как раз, за исключением голоса, не уникален, - а колоссальное тематическое и стилевое разнообразие его песен.

Окуджава, по преимуществу, лирик, Галич – сатирик, идейный боец, Высоцкий же... Имманентную способность его к сатире и юмору самого высокого класса никому доказывать не надо, некоторые сомневаются в его лирике, хотя она нередко достигала у него предельно драматического и трагического звучания. Причина такого непонимания, по-моему, прежде всего в недостаточном знакомстве с такими его песнями, как «Белое безмолвие», «Белый вальс», «Баллада о любви», «О двух лебедях», «О двух автомобилях», «Свой остров», «Жили-были на море... », «Оплавляются свечи», «Так случилось – мужчины ушли»... Не говорю уже про всем известные песни типа «В холода, в холода», «О друге», «Корабли постоят», «07» и др., но куда отнести «Баньку по-белому», «Купола», «Истома ящерицей ползает в костях», «Кони привередливые», или «Райские яблоки»? Иное дело, что песни эти настолько емкие, что они перерастают всякие жанровые и человечьи рамки («Тесны тебе людские рамки» - писал о нем Вознесенский). Абсолютность же Высоцкого – в созданном им духовном пространстве, в котором он, будучи не столько актером, сколько Индивидуумом, заставил не только театр вращаться вокруг себя, но также и песни свои превратил в систему отсчета, вокруг которой в 60-70-е годы вращалась наша песенная Вселенная.

Наверх