Ян Майзельс > Книги > Статьи > Бог, человек, Вселенная

Назад   Далее

8. Послесловие к статье «Загробный мир существует, но...»

Должен отметить, что дальнейшее знакомство с соответствующей литературой привело меня, во-первых, к выводу о верности выработанной мной версии смерти, а, во-вторых, к подтверждению ее оригинальности – даже на фоне огромного множества других и прочих теорий и версий. Основное отличие данного подхода к теме смерти – это не общее (и теперь почти общепринятое) признание равноправия рациональных и иррациональных начал в человеке, а конкретное изложение реальных и, главное, вполне очевидных физических механизмов, приводящих – в последний момент умирания – к пороговому эффекту «вечной жизни». Кроме того, знакомство с указанной литературой позволило мне рассеять определенные собственные сомнения в отношении некоторых «технических» деталей. Так, например, вследствие большого сопротивления (преимущественно в синапсах) электрических цепей головного мозга казалось неубедительным возникновение – при «отключении» мозга – вспышки индукционного тока, достаточного для того «озарения» подсознания, которое лежит в основе всей гипотезы. Однако, как оказалось, еще в 1977 году Прибрамом были обнаружены кроме стандартного преобразования нейронных импульсов также и «медленно-волновые потенциалы, действующие между синапсами даже в отсутствие нервных импульсов... И если нейронные импульсы действуют по принципу «да-нет», то медленные потенциалы изменяются постепенно, образуя непрерывные волны между нейронами... Эта «параллельная обработка» играет решающую роль в холографическом функционировании мозга. Взаимодействие двух систем приводит к волновым явлениям, которым подчинены холографические принципы. Медленно-волновые потенциалы очень слабы и чувствительны к различным влияниям. Это дает интересную основу для рассуждений о взаимодействии между сознанием и механизмами мозга» (Ст. Гроф. «За пределами мозга»). Последняя фраза, высказанная мэтром трансперсональной психологии, в точности выражает и мою основную идею.

Еще одним подтверждением моей гипотезы (неизвестным мне ранее и встреченным впервые в книге «Жизнь напрокат», Тихоплав В. Ю., Тихоплав Т. С., 2002) является упоминание об обнаружении русским биологом Лепешкиным еще в начале 30-х г. г. мощного всплеска некоего излучения в момент смерти. Сюда же следует отнести, по-видимому, и «резкий выброс светового излучения сразу после смерти», обнаруженный Константином Коротковым на основе эффекта Кирлиан. Недавние эксперименты голландских ученых, показавшие, что посмертные видения возникают после прекращения деятельности мозга (когда осциллограмма превращается в прямую линию, до этого показывая некий всплеск активности), следовало бы истолковать так: не после смерти, а на границе между жизнью и смертью. Увы, или сами ученые подаются вековому заблуждению или это журналисты, стремящиеся к очередной сенсации, «немного» подгоняют факты (Еще бы: жизнь после смерти или: жизнь после жизни!), но…

Однако главным следствием данной гипотезы является, возможно, почти прямо вытекающее из нее разрешение «вечного вопроса» о бессмертии души. Если в последний миг умирания, вследствие отключения всех биологических механизмов, связывающих сознание с материальным миром, происходит как бы переход в чистую духовность, то можно сказать и так, что душа, то есть все накопленное человеком при жизни мироощущение, приобретает нематериальную самостоятельность. В этот краткий миг душа становится духом, по определению не обладающим атрибутами материи: пространством и временем. Таким образом, с точки зрения внешнего наблюдателя душа перестает существовать и, следовательно, никакой связи между ней и внешним (материальным) миром быть более не может. С другой стороны, в системе отсчета умирающего, живущего в собственном психологическом времени, лишенного к тому же, зафиксированного восприятия «точки смерти», это время обращается в бесконечность.

Таким образом правы, по-своему, и сторонники бессмертия, и сторонники смертности души. Но это не компромиссное решение, так как сторонники обеих точек зрения в то же время и по-своему неправы, абсолютизируя понятия смерти и бессмертия души, тем самым либо полностью закрывая, либо же тем или иным путем (например, спиритическим) открывая доступ к душе умершего человека. Конечно, из моей версии будто бы следует, к сожалению, именно первое. Однако, прибегая к физической аналогии с черным дырами (состояние информационной замкнутости, сингулярности), мы можем обнадежить себя тем, что эти таинственные физические объекты, поглощающие навеки даже световые лучи, могут быть обнаружены либо косвенно – через влияние на близлежащие космические объекты, либо даже и впрямую – благодаря особым квантовым эффектам. Таким образом появляется надежда, что дальнейший синтез науки и религии, экзотерики и эзотерики, может привести к неожиданным и рационально непредсказуемым контактам между «тем» и «этим» мирами (забавно было бы предположить – с большой долей скептицизма, - что спиритические и другие оккультные явления, возможно, и являются такого рода «квантовыми» эффектами, соединяющими два мира).

Однако не в столь отдаленном будущем мне видится гораздо более простое разрешение проблемы. Из моей гипотезы следует, что индуцированная вспышка подсознания представляет собой «свертку» волнового «пакета», аналогичную свертке зашифрованной информации – и задача состоит в том, чтобы дешифровать ее, развернуть волновой «пакет» во времени и получить на экране изображение «загробной» во всем ее великолепии.

И любовь, и весна, и цветы –
Это только мерещится нам, –
В мире нету такой красоты,
Что, быть может, увидится ТАМ.

Назад   Далее

Наверх