Ян Майзельс > Книги > Статьи > Бог, человек, Вселенная

Назад   Далее

5. Каббала и физика о единстве Вселенной

(Письмо в «Новое Русское Слово» – к статье Миши Любина)

В связи со статьей Миши Любина «Безмолвный пепел Уэйко» (НРС, 16 июля 1993), мне захотелось вернуться к идеям, которых я уже в той или иной степени касался в прежних статьях.

Одна из причин здесь та, что несмотря на цитаты из Библии и на то, что автор не занимает откровенно атеистических позиций, его материализм несомненен. Это замечание отнюдь не следствие моей собственной религиозности и ни в коей мере не критическое замечание, а лишь указание на факт, который следует учитывать при чтении статьи. Позиция Миши Любина – нормальная позиция материалиста, добросовестно пытающегося разобраться в аналитической проблеме, но определенно всякую аналитику исключающей – то есть в проблеме веры. Однако неодолимое, казалось бы, противоречие в подходах к прочтении Библии («Детские сказки», «Интересный документ», и – «Откровение Божие») может быть разрешено метафизически, то есть на стыке физики и мистики откровения. К сожалению, человеческий интеллект, гибкий и приспособляемый, не склонен «смешивать два этих ремесла», то есть науку и откровение. А зря…

К счастью, такое смешение не абсолютно исключено из практики человеческого мировосприятия, и ряд религиозных философов, обладающих обширными познаниями в светской и духовной областях, демонстрировал возможность научного (но не критического!) стиля мышления в специфической сфере религиозной веры. Этим я хочу сказать, что хотя ловить Библию на противоречиях или «психологически расчесть» живучесть религиозных предрассудков ничего не стоит, однако более сочувственное (не говорю – более глубокое) проникновение в мир духа выявляет ограниченность наивно-материалистического толкования духовности всего лишь как «эфирной» надстройки над жестким материальным базисом. Это почти парадоксально, но в наш материалистический век говорить о научном идеализме по крайней мере не менее научно, чем о научном материализме. Прорыв в этом направлении сделан как по части преодоления трехмерности нашего мышления и формирования представления о четырехмерности пространства-времени (с вытекающей отсюда относительностью этих понятий), так и в осознании квантовой механикой принципиального дуализма основных «кирпичиков» нашего, казалось бы, сугубо материального мира. Можно утверждать, что в дальнейшем, несмотря на внешне сохраняющийся антагонизм, внутренне продолжал развиваться уже наметившийся синтез физических и духовных представлений о Вселенной как о едином образовании, целостность (да и самое существование, бытийность) которого поддерживается, с одной стороны, физическими полями, а с другой – надфизической первопричиной, то есть Богом.

Сама по себе идея такого синтеза не нова, но то, чем я хотел бы ее «подновить», есть теория Раздувания Вселенной, которая при надлежащей интерпретации совершенно без натяжки согласуется с идеей Божественного Творения. Замечу сразу: и не только акта Творения, но и непосредственно самого понятия Бога и Его взаимосвязи со Вселенной. Ну, а поскольку все сказанное выглядит интригующе – а, значит, и сомнительно, то – ближе к делу.

Вообще, философская сторона нескончаемого диалога между наукой и религией может быть сведена к вопросу о соотношении материи и духа. Существует ли нечто духовное само по себе как некая особая нематериальная субстанция или же оно является производной высшей стадии материальной эволюции – человеческого мозга? Если духовное начало первично и предшествовало материи (а, значит, и нашей Вселенной), то оно должно было играть роль Творца, Создателя, то есть – Бога. Духовное начало, «естественно», не должно было иметь никаких материальных признаков, ибо материя не была еще (Им) создана. Тем не менее, мы можем логически обосновать необходимые свойства доматериальной субстанции, которая породила материю и Вселенную. Понятно, что в терминах религии эта изначальная творящая субстанция и есть Бог.

Еврейская мистическая наука Каббала дает шесть основных признаков Бога, которые можно свести к двум необходимым и достаточным.

1. Всевышний абсолютно совершенен.

2. Всевышний абсолютно прост.

Главным свойством совершенного существа является его активность (так как пассивное существо не может быть совершенным). Следствием Его активности и является создание нашего мира. В приводимой здесь логической структуре мы видим некую Верховную Субстанцию, которая в силу имманентно присущих ей свойств необходимым образом является – и не может не являться – Творцом. Понятно, что такая Субстанция могла быть только абсолютно идеальной, чисто духовной, то есть нематериальной сущностью, ибо материальность бы внесла дополнительные свойства, связанные хотя бы с пространственно-временными структурными ограничениями. Итак, абсолютно совершенным и одновременно абсолютно простым может быть только Дух.

Такова очень упрощенная трактовка Творения по Каббале: мир возникает необходимым образом из универсального совершенства Творца. Однако второе Его свойство приводит нас к противоречию: если Он абсолютно прост, то есть не состоит ни из каких частей и не содержит ни времени, ни пространства, то каким образом Он может меняться, что, казалось бы, совершенно необходимо при создании (внутри Него?!) Вселенной. То есть, если Он абсолютно прост, то Его активность не может быть направлена на самое Себя, а только вовне. Но ведь вовне Его нет ничего. Это противоречие Каббала разрешает введением сложного понятия Цинцум, то есть некоего уникального Сокращения. Если Всевышний существует вне пространства-времени, то Сокращение не может означать какого-либо метрического уменьшения или стягивания пространства. Каббала дает поэтапное описание этого уникального процесса, каковой, не будучи материальным, может происходить лишь концептуально (логически, информационно), как распространение Универсальной Идеи, порождающее на каком-то этапе и самое пространство-время. Нам трудно (невозможно) вообразить процесс абсолютно абстрактный, происходящий вне всякой опоры не только на физические, но и на геометрические и вообще какие угодно символические объекты. Законы природы тоже не имеют сюда никакого отношения, ибо не было на тот момент еще никакой природы даже в самом широком смысле этого слова.

Это было совершенно исключительное – во всех смыслах – явление, - как и все, что имеет непосредственное отношение к Богу, поэтому от него и не требуется никакого дополнительного обоснования, кроме логического. Именно это «упрощение», позволив обойтись без сложной научной атрибутики, дало каббалистам возможность построить свою картину мира, основанную лишь на логике и интуиции.

В таком случае, какое отношение сюда имеет та же наука и, в частности, предлагаемая здесь теория Раздувания? Нужна ли она вообще применительно к проблеме Бога, если и без нее Каббала дает столь удовлетворительный результат? Но дело как раз в том, что полу-мистическая Каббала удовлетворяет далеко не всех. Критический ум ей не доверяет и ищет более строгих доказательств, чем откровение, интуиция или формальная (но без формул) логическая конструкция. Поэтому самое время перейти теперь к авторитетнейшей науке – физике, предварив этот переход одним важным замечанием.

Фактически любая религия исходит из того, что каждый поступок человека так или иначе находит свое отражение в Боге – через вознаграждение или наказание. Для атеиста такая мысль представляется абсурдной, ибо если он даже – подобно Спинозе – сводит Бога к природе, к Вселенной, то и тогда очевидная несоразмерность человеческих и вселенских масштабов вызывает у него (атеиста) усмешку над несуразной человеческой гордыней. Во всяком случае, наша скромная Вселенная из примерно ста миллиардов галактик по сто миллиардов звезд в каждой (не считая мелких шариков-планеток типа Земли или Марса) – весомый аргумент против наивных человеческих притязаний на особую роль в этом мире.

Но Каббала исходит из единства Вселенной – в чем нет ничего такого ненаучного. Если Земля, по некоторым теориям, представляет собой единый организм – в чем мы все более, к сожалению, убеждаемся с ростом экологических проблем, - то единство на основе гравитационных и электромагнитных полей можно допустить сначала в пределах солнечной системы, затем – в пределах звездных скоплений и галактик, а далее – и ко всей Вселенной. И это звучит ничуть не фантастично, а, напротив, вполне тривиально. Единственное серьезное возражение: скорость любых процессов, в том числе и передачи информации, не может превышать скорости света – и, следовательно, действенность такой взаимосвязи, при масштабе Вселенной в несколько миллиардов световых лет, практически сводится к нулю. Но тут вспомним, что в этом случае мы имеем дело лишь с материальными формами связи, а Каббала (как и любая религия) говорит о духовных процессах. И все же именно физика открывает доступ к решению этой, действительно неразрешимой в рамках физического мира проблемы.

Известная всем школьникам теория Расширения или Большого Взрыва утверждает, что около15 млрд лет назад наша Вселенная образовалась в результате колоссального взрыва ничтожной по размерам, но сжатой до неимоверной плотности 10 в 94-ой степени г\см кубический материальной точки, своими свойствами напоминающей черную дыру. В свое время эта теория сильно поколебала устои материалистической науки, которая всегда утверждала Вечность и бесконечность Вселенной. По теории же Взрыва, Вселенная образовалась во вполне определенное время, то есть вполне могла быть когда-то создана Творцом. С другой стороны, однако, наука вполне могла бы и не волноваться, ибо простой вопрос: «Откуда взялась сама эта суперточка с ее колоссальной массой, содержащей массу всей будущей Вселенной?» – сразу перечеркивал знак равенства между Творением (с нуля) и Большим Взрывом.

Иное дело – Раздувание. Соответствующая теория была создана советскими и американскими физиками буквально в последнее десятилетие, начиная с середины 80-х годов. Это очень серьезная теория, использующая новейшие достижения науки и удостоенные Нобелевской премии. Итак, некая субстанция, предшествовавшая нашей Вселенной (которую удобно поэтому назвать Правселенной), по расчетам ученых представляла собой десятимерную «сферу», состоящую из псевдовакуума, то есть вакуума особого свойства, не содержащего еще ни электромагнитных, ни гравитационных, ни каких-либо иных физических полей, образующих «нормальный» вакуум. Расчеты показывают, что такое состояние вакуума есть состояние крайней неустойчивости (нечто подобное положению шарика на вершине покатой горки) и чревато переходом в новое, более устойчивое состояние. Иначе говоря, уникальный десятимерный «шарик» по самой природе своей должен был взорваться, образовав нечто иное, по крайней мере, относительно стабильное.

Ясно также, что отсутствие полей, образующих пространственно-временную структуру материи, означает отсутствие пространства, времени и самой материи. Правселенная существовала вне пространства-времени – это уже что-то напоминает… Отсутствие времени можно истолковать и как кратчайший теоретически допустимый миг, временной квант, равный 10 в минус 43 степени секунды – и этот миг рассматривать как время существования Правселенной до Взрыва. Просуществовав такое ничтожное время, Правселенная начала раздуваться со скоростью, в неописуемое число раз превосходящей скорость света. Раздувание длилось 10 в минус 34 степени сек, т. е. десять в девятой степени временных квантов, но за этот кратчайший миг Правселенная приобрела современные размеры (а, точнее, намного большие, включающие в себя и ненаблюдаемые области нашей Вселенной и, возможно, огромное множество других, параллельно возникших физических вселенных – теория допускает и такое развитие событий). Остановка Раздувания произошла потому, что в результате сверхбыстрого увеличения размеров первоначальные энергия и температура столь же сверхбыстро снизились, вызвав явление, подобное кристаллизации – только в данном случае образовались не кристаллы, а кванты первичных полей. Это и означало начальный момент возникновения физического мира с соответствующими физическими законами. Возникшие поля и частицы могли двигаться теперь только со скоростью, не превышающей некий максимум, каковым является скорость света. Вселенная отныне уже не катастрофически раздувалась, а плавно расширялась (она расширяется и теперь – уже 15 млрд лет!).

На мой взгляд, физика тут пришла к описанию явлений, выходящих за пределы собственно физики, то есть явлений метафизических, тем самым сомкнувшись с теологической идеей Бога и придав ей – в рамках нашей интерпретации – строгий физико-математический характер (то, что я назвал позднее формулой Бога).

Однако насколько верна сама физическая версия Раздувания, не противоречит ли она теории Расширения? Но так же, как, например, теория относительности Эйнштейна вобрала в себя ньютоновскую теорию тяготения, так и теория Раздувания может рассматривать Расширение как частный случай локального происхождения в необъятной изначальной Вселенной. Источником Большого Взрыва могла стать одна из возникших на начальном этапе микроскопических черных дыр. При этом науке не противоречит буквально фантастическое допущение, что в таком случае могло произойти огромное множество таких Взрывов – с соответствующим количеством вселенных. Но эти вселенные недоступны никакому наблюдению – как из-за светового барьера с его ограничением скорости, так и из-за барьера энергетического (потенциального). Наука не усматривает даже теоретической возможности какого-либо контакта между вселенными, ибо даже в пределах нашей Вселенной до наиболее отдаленных (наблюдаемых) объектов свет добирается лишь за 10-15 млрд лет!

Перейдем к интерпретации этих физических результатов. Наша Вселенная имеет три пространственных и одно временное измерение. Правселенная же имела десять измерений (физики говорят о 10-11, добавляя одно «скользящее»). Так как до определенной стадии Раздувания не было еще ни частиц, ни квантов, ни полей, ни пространства-времени (которое есть форма существования материи) – все же ЧТО-ТО было, а именно – некая субстанция десяти измерений или, как говорят физики, степеней свободы, - эта невообразимая субстанция находилась в состоянии «виртуального брожения», то есть имманентного процесса до-материального происхождения, да вдобавок еще несла в себе ту же до-материальную потенцию грядущего материального мира, то эту уникальнейшую субстанцию закономерно отождествить с понятием Творца, Создателя Вселенной. Творец, Бог, Он же – десятимерный Дух, универсальная, всеобъемлющая духовность. Внутренний же обменный процесс был процессом информационного обмена, то есть первичной Мыслью, планом будущей Вселенной, тем самым Словом, которое было «в Начале».

Раздувание со скоростью 10 в четырехсотмиллионной степени см\сек было процессом мысленной реализации этого Плана, распространение его со скоростью мысли – и создание концептуального (мысленного) пространства, подобного рождаемой архитектором идее, еще до чертежа, - но эта идея, хранящаяся в мозгу архитектора, в то же время охватывает некое внешнее пространство. Разница между человеком и Богом в этой аналогии та, что если даже самый гениальный архитектор использует уже готовое пространство, то Бог Сам его и создает из Ничего – на то Он и Бог. Идея, возникшая в человеческом мозгу, при самой максимальной ее оригинальности, в различных чертах обязательно опирается на уже имеющиеся идеи (даже Ньютон говорил, что он «видел дальше других потому, что стоял на плечах гигантов»).

Итак, Богом было создано вначале мысленное пространство. Следующим этапом должно быть уже создание квантов и частиц материи, объединенных физическими полями, существующими в пространстве и времени. В десятимерном пространстве Единого Духа выделилось трехмерное физическое пространство, а семь остальных измерений образовали сугубо духовное пространство, интуитивно воспринимаемое человеком как «семь сфер небесных». В науке же это пространство отражено – хотя и не совсем адекватно – понятием ноосферы.

При таком рассуждении допустимо предположить, что при распаде Духа трехмерное физическое и семимерное духовное подпространства наряду с физическими квантами, давшими начало материи, образовали и кванты духовные (четырех, пяти, шести и семи измерений), что привело в свою очередь к образованию духовных тел или душ. Таким образом, то, о чем говорится в Каббале и в ряде эзотерических учений, приобретает, можно сказать, научную основу.

Теперь о единстве Вселенной можно говорить с более твердых позиций. Если передача информации в физической Вселенной ограничена скоростью света, то в духовной Вселенной информация путешествует со скоростью мысли, что обеспечивает практически мгновенное взаимодействие всех ее «частей». Исходя из этого можно вообразить ситуацию довольно-таки пугающую: любая наша мысль становится мгновенным достоянием всей Вселенной. Но успокаивает следующее соображение: если мысль ведет себя подобно волновому сигналу, то для ее фиксации требуется соответствующее приемное устройство. Бог в данном случае и является таким универсальным «устройством» – и от Него, конечно, ничего не скрыто. Всякие же другие возможные приемники мысли основаны на предварительном преобразовании мысли в закодированную словесную форму и последующей ее передаче с помощью материальных процессов и физических устройств. Хотя и проводились многочисленные эксперименты по прямой передаче мыслей на расстояние, но убедительных результатов достигнуто не было.

В свете сказанного, вернемся еще раз к понятию Сокращения (Цимцум). В многомерном пространстве противоречие, возникающее в Каббале при истолковании Сокращения, снимается почти автоматически. Противоречие, состоящее в том, что Бог должен был бы одновременно находиться и не находиться в созданном им физическом мире, в случае многомерного пространства, по моей версии, истолковывается таким образом, что Он как бы изымает Себя лишь из некоторой части измерений (в данном случае – из трех), при этом в целом не изменяясь. Для примера представим трехмерное пространство куба или параллелепипеда – оно содержит в себе бесконечное множество двумерных «пространств», то есть плоскостей. Поэтому изъятие любого конечного числа этих плоскостей никак не отразится на кубе в целом. Или, по-другому говоря, образование тени или проекции на одной из плоскостей абсолютно не влияет на объем и структуру трехмерного тела.

Здесь не приводятся другие парадоксы Каббалы, возникающие при попытке логического обоснования Бога, но все они относительно легко устраняются при допущении многомерности Бога. Можно сказать, что каббалисты каким-то чувствовали эти десять измерений, описывая их как десять сфирот, то есть «каналов, по которым струится Божественный свет. Эти сфирот, являющиеся средством проявления Божественного, относятся к Божественному свету так же, как тело человека к его душе; они служат инструментом или средством выражения, модусом творения иного измерения бытия» (Адин Штайнзальц. «Роза о тринадцати лепестках»).

Единство мира, реализуемое Богом через изливаемый Им свет, создает некую направленность мирового духовного процесса. Человек с момента обретения им разума приобрел также свободу волеизъявления, реализуемую им в мире действия (так Каббала называет наш физический мир, низший из миров, то есть мир, наиболее отдаленный от Бога – именно поэтому могущий проявлять особую самостоятельность и под воздействием свободной человеческой воли вносить в Космос добро или зло). Эта особая человеческая функция и отражена в мифе о грехопадении Адама.

Здесь мы касаемся важнейшей проблемы поиска путей истолкования Библии. В свете вышесказанного мне представляется наиболее результативным метафизический подход, основанный на признании особого статуса духовности, заключающемся в том, что:

1. Духовность существует объективно, т. е. как самостоятельная реальность.

2. Духовность первична по отношению к материи

3. Духовная реальность многомерна – и этим объясняется ее видимая, кажущаяся нереальность и невидимая действительная сила.

4. Духовная реальность в максимальном своем измерении тождественна Богу.

Конкретное толкование библейских иносказаний в духе изложенного здесь метода (в частности, толкование и самого еврейского вопроса) представляет собой отдельную тему, включающую в себя и объяснение отмеченных Мишей Любиным противоречий.

25 августа 1993 г, Лос-Анджелес

Назад   Далее

Наверх